+7 (978) 708-11-97 звонить после 18.00 по Московскому времени.

Маршруты

Понедельник.


Вторник:


Рассказ об экскурсии: Херсонес, Собор Святого Владимира, Историко –мемориальный комплекс « 35-я береговая батарея» , Форос.

Мы снова отправляемся в Херсонес Таврический (Корсунь), колыбель русского православия. Согласно приданиям именно на этом место произошло крещение Святого князя Владимира.

В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь : «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Уже в 1850 году ходатайством святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны.

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, собор возведён в неовизантийском стиле. Его строительство велось за счёт пожертвований и длилось 30 лет, началось в 1861 г. как было указано выше, завершилось — в 1892 году. На сегодняшний день место возведения Св.Владимирского Собора и руины храма Св. Василия (находящиеся на первом этаже) являются наиболее вероятным местом крещения Киевского Князя Владимира.

В 1859 году из Малой домовой церквиЗимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупно-калиберный снаряд, кроме того немцы

перед отступлением взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, активное развитие они получили только в 2000 году. Освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю в нём совершили Пасхальное богослужение.

Севастополь – Город Герой. История боевой Славы этого города нашла отражение во многочисленных памятника. Один из них – Мемориальный комплекс «35 –я береговая батарея» мы посетим во время поездки. История 35 береговой батареи – это трагедия и правда о войне без прекрас.

Решение о строительстве оборонительной батареи для защиты города Севастополя с моря было принято в 1910 году и по указу императора Николая II в 1911 году работы были начаты. Быстро возвести сооружение не удалось, времена были не простые. Но батарея все таки была достроена к 1929 году и являла собой на тот момент хорошо продуманное, мощное инженерное сооружение.

Батарея была вооружена четырмя 300 мм орудиями, установленными в двух орудийных башнях. Вес каждого снаряда был 500 кг. Дальность стрельбы – 40 км. Внутри помещения были оснащены броней 15-30 мм.

Снаряды подавались по рельсовым путям, были применены новейшие технологии по автоматизированной подаче снарядов из нижних отсеков в верхние. Подходы к башне были заминированы, Проход преграждал ров.

Согласно техническим условиям, батарея должна была выдержать прямое попадание двух авиационных бомб (вес каждой около 1 тонны), которые никоим образом не скажутся на функционировании фортификационного комплекса. Кроме того, для предупреждения атаки ядовитыми газами, были впервые применены системы фильтрации и регенерации воздуха. Это позволяло продолжать выполнять боевые задачи при полной герметизации и без противогазов.

Черноморского флота. Командиром батареи был назначен капитан А.Я. Лещенко. Свой первый боевой выстрел батарея произвела 7 ноября 1941 года по скоплению немцев в районе Мекензиевых гор.

За два месяца обороны Севастополя 35 батарея произвела более 300 выстрелов, чем нанесла значительный урон противнику.  В 2 июня 1942 июля командование приняло решение взорвать батарею чтобы она не досталась немцам и покинуло полуостров. В 0:37 часов 2 июля 1942 года на батарее находилось около 2 тысяч офицеров, множество бойцов было в казематах и на цитадели. Взрыв, прогремевший ночью, потряс всех… Многие были погребены, оглушены, травмированы. Но о них уже никто не думал. Люди остались предоставлены сами себе.  Помещения цитадели, кроме тех, которые были взорваны, частично сохранились и освещались аккумуляторными батареями. Бой продолжался еще неделю. До 9 июля попытки немцев прорваться в помещения батареи были неудачны. 9 июля фашистский десант, высаженный с моря, пустил ядовитый газ в цитадель.

4 июля 1942 года на страницах газеты «Правда» было напечатано сообщение о том, что по приказу Верховного Командования Красной Армии 3 июля 1942 года советские войска оставили город Севастополь. Войска не оставляли Севастополь, они были здесь оставлены. Сколько их было—до сих пор точно не известно. Согласно подсчетам современных историков, речь идет о примерно 80–ти тысячах. Немногие бойцы, способные держать оружие, смогли прорваться в горы. Бои на мысе Херсонес продолжались до 12 июля. Обессиленные, оставленные на смерть люди сражались, шли в атаку колонной, защищая до последнего каждую пять севастопольской земли. Отдельные сражения продолжались до 20 июля.

250 дней и ночей сдерживали защитники города яростные атаки врага. За это время гитлеровцы потеряли убитыми и ранеными до 300 тысяч солдат и офицеров, 400 танков, 900 самолетов, множество орудий. Каждая пядь севастопольской земли полита кровью её героев. Их имена живут в народной памяти, в названии улиц, скверов и площадей.

В память о подвиге, совершенном защитниками города в последние дни обороны 1941–1942 гг., о той трагедии, которая произошла на мысе Херсонес, создан величественный музейный историко-мемориальный комплекс Героическим защитникам Севастополя «35–я береговая батарея». 3 июня 2007 года были расчищены казематы и заложен первый камень музейного комплекса на месте 35 Береговой батареи.Сегодня здесь открыта часовня. Люди приходят ежедневно, чтобы почтить память воинов.
В конце экскурсии Вы попадаете в пантеон на стенах которого нанесены имена всех, кто участвовал в обороне Севастополя.

Во время этой поездки мы побываем на Красной скале, которая возвышается на 300 метров над уровнем моря. Украшение этой скалы – уникальный храм – маяк Фороская церковь. Это единственный храм, который обращен к морю.

С появлением церкви на Красной скале связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь купца Кузнецова каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед невидимой преградой. В честь чудесного спасения и была построена церковь.

Но это лишь красивая легенда. В архивных документах иная версия появления храма, хотя и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения Императора Александра III и был возведён храм Воскресения Господня.

Церковь возведена на средства владельца имения Форос, чаепромышленника А. Г. Кузнецова по проекту акдемика Н. М. Чагина.

4 октября1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом во славу Воскресения Христова. А через шесть лет в десятую годовщину избавления царя Александра III от смерти церковь посетили император Николай II с императрицей Александрой Федоровной.

В истории этой церкви нашли отражение все события 20 века: гражданская и Великая Отечественная война, богоборчество. Церковь выжила и в канун своего столетия 1992 году вновь ожила. Но испытания продолжались. С 1990 по 1997 года настоятелем храма был молодой архимандрит Петр(Посаднев). Он много сил и трудов положил на то, чтобы восстановить внутреннее благоустройство и убранство храма. Но 20 августа 1997 года он был злодейски убит.

Возрожденная Форосская церковь по праву стала одним из чудес Крыма. Изнутри она так же хороша, как и снаружи. Стены расписаны растительным орнаментом, через витражи льется свет. Украшением церкви, без сомнения, является иконостас. Слева изображена Матерь Божья, Она как будто чем-то удивлена или испугана, справа скорбный лик Христа, над Царскими вратами — Тайная вечеря. Рядом с иконостасом висит табличка со словами: «Иконостас сей был сооружен в благоугодную память о подвижнических трудах настоятеля храма архимандрита Петра.

Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на море.


Об экскурсии Херсонес- Климентьевкий монастырь – мыс Фиолент.

Эта поездка поможет погрузиться в самые древние истоки православия Тавриды.

Во время экскурсии представляется возможность погулять по старинному Херсонесу, побывать у камня Андрея Первозванного, посетить место крещения Святого князя Владимира.

Экскурсия включает посещение древнейшего православного монастыря Святого Климента.

А так же дает возможность побывать на мысе Фиолент, одном из красивейших мест полуострова, православная история которого также очень интересна.

Церковное предание гласит, что православие на древней земле Тавриде существует с момента посещения этой земли Святым апостолом Андреем, одним из 12 апостолов, которые были со Христом.

Святому Апостолу Андрею Первозванному по заповеди Христа идти и учить все народы, выпал жребий в числе иных земель просвещать Скифию. Святой Андрей побывал в Херсонесе (Севастополь), Боспоре (Керчь) и дошел до Феодосии. Он постоянно проповедовал на своем пути и очень многие жители Тавриды становились после этих проповедей христианами.

Интересное сказание о пребывании Апостола Андрея в Херсонесе приведено в Степенной книге, составленной из отрывков древних летописей. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел великий камень и взошел на него. Стоя на том камне, Святой Андрей истово молился Богу и благословил море. А там, где стоял Апостол, остались, словно в воске, следы его ног. Они всегда были заполнены водой от дождей или от моря. Многие молящиеся приходили сюда, дабы смочить тело той водой, и исцелялись. Во время экскурсии можно будет побывать у камня Андрея Первозванного.

Продолжателем дела проповедования Христа на Крымской земле стал Святой Климент, апостол от 70. Он был третьим епископом римским и был сослан за проповедь христианства императором Трояном в каменоломню в окресностях Херсонеса. Святой Климент застал здесь православные общины, возникшие после посещения Апостола Андрея Первозванного.

Как повествует его житие, святитель был сослан в Тавриду для работ на каменоломнях в 96 году. По молитвам святого на каменоломнях забил источник. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал. Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году. Мощи Святого Климента были обретены чудесным образом через год после его кончины находились в Херсонесе до X века и хранились в месте обетения в подводном гроте, доступ куда открывался раз в год в день смерти праведника, когда море отступало.

У мыса Фиолент, в древности часто разбивались греческие и финикийские суда. Уцелевшие при кораблекрушении люди с надеждой взирали на берег, но бывали, схвачены служителями греческой богини Орсилохи и принесены в жертву ей. Апостол Андрей во время продвижения по Тавриде, встретил людей, которых, в силу такого грубого и закоренелого языческого образа жизни трудно было убедить в истинности новой веры, но часть людей восприняла проповедь апостола и приняла христианство. Так образовалась первая в Северном Причерноморье христианская община. Древние свитки донесли до нас также имена первых слушателей и учеников Андрея Первозванного в Тавриде — Инна, Пинна, Римма. Имена это мужские. Как пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий), они были готы, а может быть, тавро-скифы, жившие где-то между Алуштой и Балаклавой.

На вершине мыса Фиолент находится Свято-Георгиевский монастырь, возникновение которого связано с преданием. Согласно этому преданию, греческое судно в Чёрном море было внезапно застигнуто бурей и неслось прямо на прибрежные скалы. Видя, что они не могут совладать со стихией, моряки начали молиться и просить помощи у святого великомученика Георгия, который, вняв их мольбам, явился грекам на большой скале недалеко от берега и буря мгновенно утихла… Счастливые моряки взобрались на эту скалу и на вершине её нашли икону святого Георгия, отнесли её на берег и в одном из скальных обрывов основали пещерную церковь — произошло это в 891 году. А на скале Святого Явления установлен Крест.

Древние города и монастыри пережили много событий, меняли свой облик. Об этом паломники узнают во время поездки.


Молитва о России со Святым Иоанном Кронштадтским

Эта поездка посвящена посещению Крыма в октябре 1894 Великого Российского пастыря Ионанна  Кронштадского.

Мы проедем по тем местам, где служил и молился вместе с крымчанами  Иоанн Кронштадский.

Это , в первую очередь Ливадийский дворец, летняя резиденция русских царей. 10 октября в Ливадийском дворце состоялась встреча и совместная молитва о. Иоанна и Александра III.
Ливадийское имение — особое место в истории нашего Отечества, ведь более чем 50 лет оно было летней резиденцией семей российских императоров.

Ежедневно Иоанн Кронштадский совершал литургию в одном и храмов, куда стекалось множество народа, чтобы помолиться вместе с ним за нашу Россию и здоровья русского царя Александра  III.  Эти службы посещали не только русские, но и татары и греки и все жители Крыма. После литургии все  старались получить благословение пастыря, попросить о помощи. И он не отказывал никому . История сохранила для нас много свидетельств чудесных исцелений простых людей разных национальностей.  Мы посетим храмы Ялты( собор Иоанна Златоуста),  села Аутка (ныне район Ялты — Чехово), где 15 октября праведник совершал богослужение в Свято-Успенской церкви, Ореанды (Свято — Покровская церковь),  имение графа Юсупова в Кореизе и Форосскую церковь Воскресения Христова. И именно в Форосе прозвучали пророчества Российского пастыря о тех испытаниях, которые нам предстоит пережить и свидетелями которых нам довелось быть.

Пребывание  Святого Иоанна Кронштадского в Крыму было связано с одной стороны с драматическими страницами в семье Романовых, свидетелем и участником которых он стал и которые сохранены в дневниках самого Иоанна Кронштадского и членов царской семьи.

20 октября  о.Иоанн  служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы . После совершения обедни о. Иоанн отправился к Александру III. Они молились вместе, после чего, полчаса спустя, Государь вновь призвал батюшку. О.Иоанн причастил его, а затем возложил ему на главу руки и держал их так до самой блаженной кончины Царя Миротворца. Тело упокоившегося Государя было перенесено, при участи о. Иоанна, в Свято-Вознесенский храм в Ливадии, где оно пребывало целую седмицу. 27 октября тело императора перенесли на руках на крейсер «Память Меркурия», который вскоре отбыл в Санкт-Петербург. Прах Государя сопровождал и отец Иоанн, возвращавшийся в столицу.

Каждая его  служба в храме, каждая встреча были полны событий, чудес и исцелений  которые живы в памяти народной, сохранены и записаны. Прикоснуться к этим памятным страницам, пережить их сердцем позволит эта экскурсия.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, великий угодник Божий, пребыванию которого на благословенной Крымской земле посвящена наша сегодняшняя поездка, предвидел в свое время великие испытания, которые постигли Россию в ХХ веке. И он же призывал нас не оставлять молитву за Отечество. Пусть же наше паломничество будет — как одна соборная молитва за нашу Родину, за тех, кто тайно и явно, словами и делами своими сражается за святую православную веру во градах и весях всей неправедно разделенной в ХХ веке, израненной большой России, за тех, кто сейчас страдает от войны.

Продолжительность экскурсии —  8 часов.



Среда:


Паломнический маршрут «Грушевка-Тополевка»

Грушевский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь.

Отъезд — в 8 часов, возвращение – в 18 часов.

Группу сопровождает специально подготовленный миссионер-экскурсовод. В пути читаются акафисты, жития и творения святых отцов.

Вначале мы посещаем село Грушевку Судакского района. Здесь, совсем недалеко от шоссе, находится уникальный, древнейший храм Крыма. Изначально, в первом веке от Рождества Христова, на месте храма была часовня в честь св. равноапостольной Марии Магдалины. (Алтарная часть ее, сохранившаяся с тех пор, встроена в алтарь современного здания храма). С тех пор храм многократно разрушался, перестраивался и заново освящался. В 1792 году он был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», и такое название носит до сего дня. В этом маленьком храме обильно мироточат иконы, в алтаре — чудесным образом сохранившаяся древняя фреска с изображением моления Христа Спасителя. Почивают в нем частицы мощей святых угодников Божиих: равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита?—? безмездного врача Киево-Печерского. Есть здесь и образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского, к которому с благоговением прикладываются многие люди, проходящие и проезжающие по шоссе. Храмовая икона Божией Матери «Знамение» кремлевского письма написана в XVIII веке. В годы гонений ее сберегли благочестивые прихожане, и в 1995 году она была передана возрождающемуся храму.

На территории церкви есть превосходный колодец десятиметровой глубины со студеной (в любую жару!) водой, вырытый иеромонахом Савватием, прежним настоятелем храма, совместно с прихожанами. Сейчас настоятелем храма является игумен Марк.

Важные и интересные сведения

В самом начале на месте храма находилась пещерка, где молились первые христиане.
Эти места, согласно преданию, посещал святой апостол Андрей Первозванный.
На руинах храма местным жителям не однажды являлась святая Мария Магдалина.
В средневековье здесь проходил Великий Шелковый путь, и в храме странники могли помолиться Богу.
В XIX веке святым Иннокентием Таврическим в Грушевском храме были обвенчаны одновременно 43 пары новоселов?—?отставных солдат царской армии и особо для них привезенных невест. Потомки этих людей и в наши дни проживают в селе Грушевка и его окрестностях.

Дальше путь паломников лежит в Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь, известный во всем мире своей богатейшей, во многом трагической историей.

Об этом месте можно с полным правом сказать — «обитель тишины». Душа человеческая здесь отдыхает от суеты, возникает особое молитвенное настроение. Это — одна из главных святынь православного Крыма, вновь возродившаяся на радость людям несколько десятилетий назад..

Покровительницей обители является святая преподобномученица, дева Параскева. Дочь греческих христиан, самоотверженно проповедовавшая перед язычниками веру Христову, она прошла длинный и трудный миссионерский путь от Греции до Крыма и была усечена мечом именно в урочище Топлу. На месте, где мученица пролила за Господа свою кровь, забил источник целебной воды, за 19 столетий не пересыхавший ни разу.

Второй источник носит имя святого Георгия Победоносца. Он расположен не очень далеко от первого, и добраться туда легко. Источник очень холодный — плюс четыре градуса. Но после омовения становится удивительно тепло и спокойно на душе, отступают тревоги, приходит тихая радость. То и дело раздается негромкий удар колокола — рядом с источником есть маленькая звонница, и каждый омывшийся может передать миру частичку своего настроения… До третьего источника группа, быть может, и не доберется, потому что путь до него достаточно далек. Кроме этого, вода в нем тоже холодна, и не вполне подготовленных паломников всегда предупреждают, что лучше дозировать чрезмерную физическую нагрузку.

В наших группах тоже происходили исцеления паломников после посещения святых источников, прежде всего от женских болезней, болезней сосудов и глаз.

В монастыре паломников кормят обедом. И всегда очень приятно общение с сестрами обители, которые избрали Ангельский путь спасения.

Слава Богу за все!




Поездка по программе:

Монастырь Святого Феодора Стратилата. Сюйреньская крепость

Поездка занимает весь световой день. Для участия в поездке необходимо взять с собой рубашки для купания в источнике(женщинам) и удобную обувь.

Недалеко от Бахчисарая, возле села Большое Садовое, у реки Бельбек возвышаются три обрывистых, скалистых мыса. На ближнем к долине — Куле-Бурун “крепостной мыс” расположена Сюйреньская крепость, на мысе Ай-Тодор «святой Феодор» — небольшой пещерный монастырь, а рядом с третьим мысом Джаниче-Бурун «душевный, приятный мыс» располагалось большое средневековое поселение, известное своими виноградниками и винодельнями.

Мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата — один из древнейших пещерных монастырей Крыма. Это место навывалось еще Челте́р-Коба́ в переводе с крымскотатарского означает решётка-пещера или пещерная решётка.

Монастырь возник на этом месте вероятнее всего еще в I -2 веке, но есть версия так же, что он был основан иконопочитателями, бежавшими от преследований из Византии в VIII-IX веках, и просуществовал до турецкого вторжения в Тавриду в XV веке.

Чтобы добраться до монастыря предстоит подняться по горной тропе примерно 300 метров. Тропа петляет в тени кизиловых деревьев. На верху – самый большой пещерный храм Федорога Стратилата и Святой источник.
Святыни пещерного храма Святого Феодора Стратилата

Особое место среди святынь обители занимает икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Скоропослушница

В двух ковчегах собраны частицы святых мощей Угодников Божиих:

Святой равноапостольной мироносицы, Марии Магдалины, Святителя Григория Двоеслова, Святителя Григория Богослова, Мученика Дасия Доростольского, Священномученика Дионисия Ареопагита, Святого патриарха Евфимия Тырновского, Генерозы мчц. Карфагенской, Священномученика Марка Римского диакона, Мученика Маманта Кесарийского, Мученика Нестора Солунского Фессалоникийского, Преподобной Мелании Римляныни, Преподобномученика Рафаила Оптинского, священномученика Харлампия, преп. Феофана Рыхловского, преп. Смарагды Нежинской, муч. Максима воина Римского,благ. князя Петра (в иночестве — Давида) Муромского, благ. княгини Февронии ( в иночестве — Евфросинии) Муромской, муч. Неофита Никейского, преп. Евфросинии Полоцкой, преп. Варсонофия Херсонского

Большая частица мощей святого Феодора Стратилата — небесного покровителя обители. Пострадал святой за Христа в Ираклии в 319 года.

Старинная икона священномученика Харалампия. Удивительна история появления этой иконы в монастыре. В самый праздник, посвященный дню памяти этого дивного святого, во время пения акафиста, под возглас «Прииде, Харлампие!» внесли икону в храм.

Портрет священномученика Даниила Сысоева с частицей плата, обагренного кровью.Святейший Патриарх Кирилл на отпевании иерея, собравшем несколько тысяч москвичей: «Самая красноречивая проповедь убиенного священника Даниила Сысоева – это его кровь, пролитая посреди вверенного ему храма. Кровь, забрызгавшая епитрахиль, только что снятую с главы кающегося грешника…»

На территории монастыря есть источник Святого Федора Стратиллата и купель.

Круглый год паломники и туристы приезжают за Божьей благодатью в этот монастырь. Тысячи верующих ежегодно приходят, преодолевая непростой подъем на вершину горы к

святому источнику великомученика Феодора Стратилата, окунаются в святую купель, и уже взбодрившись и разрумянившись, радостные уносят с собой водичку  и …благодать . Чистейшая, чуть сладковатая на вкус целебная вода святого источника не только утоляет жажду, но и нередко приносит облегчение в болезнях.

Крепость Сюйрень.

Посетив монастырь, искупавшись в целебном источнике, можно прогуляться на соседнюю вершину Куле-Бурун и посетить крепость Сюйрень.

Сегодня можно увидеть сохранившиеся развалины средневековой Сюйре́ньской крепости, основаной византийцами в VI-XI веках. Название происходит от готского scivaro – «обломок скалы, камня».
Расположение крепости позволяло контролировать плодородную долину реки Бельбек и охранять с северо-востока границу и пути к готской столице Мангупу.

Мощная стена перегораживала перешеек скалы, отроги которой неприступно доминируют над долиной. В центре находится неплохо сохранившаяся круглая 2-х этажная башня высотой 10 м и диаметром 8 м. Как и стена, она сложена из тесаных известняковых блоков.

Внутри было устроено деревянное перекрытие, разделявшее постройку на два этажа. Сейчас о его существовании свидетельствуют лишь пазы для балок. На втором этаже башни, вероятно, размещалась часовня. Еще в первой половине XIX в. на своде были хорошо видны сохранившиеся остатки росписей XIII-XIV в. Позже фрески были повреждены, но краска еще сейчас сохранила свою яркость. По этим остаткам с трудом, но можно реконструировать сюжет: либо “Успение Богородицы”, либо “Положение во гроб Спасителя”

Внутри крепости к стенам примыкали каменные пристройки, каменные дома существовали и на внутренней территории укрепления. Рядом с башей в скальном грунте видны несколько могильных вырубок. Под северо-восточным склоном мыса сохранилось 5 тарапанов — виноградодавилен — неотъемлемых атрибутов любого средневекового крымского поселения. Раскопки на территории крепости пока не проводились, что делает объект чрезвычайно перспективным для археологов.

Материал подготовлен на основе данных сайта о монастыре Святого Феодора Стратилата http://feodor.church.ua/




Четверг:


Маршрут проходит по красивейшим местам Южного побережья Крыма.

На расстоянии 3 км к западу от Ялты возвышается гора Могаби. На ее лесистом склоне расположен поселок Ливадия – знаменитая летняя резиденция российских императоров. Горы защищают ее от ветров, а дыхание незамерзающего моря формирует особый, мягкий средиземноморский климат.

Знаменитый архитектор Монигетти создал уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из 70 построек, в том числе Большого и Малого дворцов и многочисленных небольших построек. Царский комплекс являл собой причудливое смешение местных, средиземноморских и национальных русских архитектурных традиций. Под патронажем Александра II здесь была собрана богатая коллекция живописи русских баталистов и библиотека произведений русской литературы.

Создатели дворцово-паркового ансамбля стремились гармонично вписать дворцовые сооружения в окружающее природное пространство. Ливадийский парк занимает почти 50 гектаров, на которых естественный ландшафт сочетается с рукотворным парковым искусством. Флора представлена растениями горного крымского леса, дополненными непривычными для этих мест деревьями, кустарниками и цветами. Здесь можно увидеть гигантские секвойи, редкие виды сосен, гималайские и ливанские кедры, экзотическую розу Банкса.

К 1914 году Ливадийский дворцовый комплекс насчитывал около 400 строений, среди которых особое место заняла Крестовоздвиженская придомовая церковь, спроектированная еще Монигетти. В 10-11 годах XX столетия церковь подверглась небольшой реконструкции. Здесь молились члены императорских семейств Александра II, Александра III и Николая. За одним из дворцовых корпусов начинается самая известная дорожка этого ландшафта – Царская тропа, через 6711 метров соединяющая Ливадию с гаспринским особняком.

Далее на пути следования храм Иоанна Златоуста.

Храм св. Иоанна Златоуста врасположен на Поликуровском холме. Он был построен при непосредственном участии Новороссийского и Таврического генерал-губернатора графа Воронцова. Храм построен по проекту  архитектора Г.И. Торричелли в псевдоготическом стиле.  16 сентября 1837 года был совершен чин его торжественного освящения. При освящении храма 16 сентября 1837 года, присутствовали император Николай I и императрица Александра Федоровна. На следующий день, 17 сентября, последовал высочайший указ о присвоении Ялте городского статуса. Храм претерпел много изменений за свою историю. Неизменной осталась то Трехъярусная колокольня, возвышающаяся на 45 метров над уровнем моря, которая сразу стала главным градостроительным и навигационным ориентиром города. Она была внесена во все международные лоции Черного моря.

 

Интересным памятником архитектуры, овеянным многими легендами, с которыми мы познакомимся, является замок Ласточкино гнездо.

Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.

В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики.

В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».





Пятница:



Паломнический маршрут «Молитва у святителя Луки».

Пятница, ранний подъем и выезд из Центра «Фавор» в 5 часов утра. По дороге чтение утренних молитв, беседа экскурсовода, настраивающая на исповедь и на молитвенное благоговейное состояние духа. Прибытие в Симферополь около 6.30 к Свято-Троицкому монастырю.

Первая деревянная греческая церковь на месте Свято-Троицкого собора была построена в 1796 году. Со временем она была разобрана, и в 1868 г. на ее месте построили собор Живоначальной Троицы. Богоборческая советская власть всеми предприняла не одну попытку упразднения Свято-Троицкого собора, причем в самый тяжелый для церкви период — 30-е годы прошлого столетия. Несмотря на это, храм был спасен, в том числе благодаря стараниям греческой общины – и ценою жизней двух священнослужителей. Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев были расстреляны в 1937 и 1938 годах. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1997 году священномученики Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский и Николай Казанский были причислены к лику местночтимых святых.

Храм, устоявший в катаклизмах ХХ столетия, в 2003 году дал начало женской обители. Ныне на территории Свято-Троицкого монастыря, кроме собора, находятся Крестильный храм в честь святого пророка Божия Илии и часовня.

Есть здесь и великая святыня Крымской земли – обновленная чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая».

В обители почивают мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961). Именно в пятницу, раз в неделю, они открыты для поклонения.

В 7 часов утра у мощей святителя будет отслужен молебен с акафистным пением.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в г. Керчь 27 апреля 1877 года. По завершении гимназического курса, избирая жизненный путь, юноша Валентин принял решение: заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей». Из многочисленных лежавших перед ним поприщ — выбрал врачебное. Окончив университет, будущий святитель занялся практической и научной деятельностью. В 1920-х годах он работал хирургом в г. Ташкенте, при этом принимая активное участие в жизни Церкви как член церковного братства. Божиим призывом прозвучали для него тогда слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником». После трехлетнего иерейского служения отец Валентин был пострижен в монахи с именем Лука – в честь св. апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 г. состоялась тайная епископская хиротония. С этого дня начался

крестный путь Владыки Луки – исповедника веры Христовой. Его ревность в исполнении долга архипастыря и служении людям на медицинском поприще не ослабили ни гонения, ни пытки. В 1946 году Владыка Лука был назначен правящим архиереем Крымской епархии. На этом посту он оставался до самого окончания своего земного пути. Блаженная кончина святителя последовала 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Однако его паства и по смерти пастыря не осталась без окормления: по молитвам Владыки совершались многие исцеления и иные чудеса. Обретение святых мощей Владыки состоялось в 1996 году, и теперь к ним припадают и получают просимое многие верующие. Можем это сделать и мы…

В 8 часов – начало Божественной Литургии, за которой участники группы могут исповедаться и причаститься. Часто службу ведет кто-либо из архиереев (в том числе,и сам Владыка Лазарь.)

По окончании службы группу ждет посещение Музея святителя, в котором собрано немало уникальных экспонатов: фото святого Луки разных лет и книги о нем, его личный медицинский инструментарий, многочисленные сборники проповедей, иконы, а также первоиздание его всемирно известной книги «Очерки гнойной хирургии».Экскурсоводы – высокообразованные люди, свято чтящие память Святителя Луки.

После посещения Музея паломники посещают Александро-Невский собор, где в нижнем храме покоятся мощи святителя Гурия Таврического. Александро-Невский кафедральный собор был заложен в 1810 году и освящен 3 июня1829 года (строительству помешала война 1812 года). В течение своего существования храм постоянно совершенствовался. К нему были пристроены притвор с колокольней, трапезная, сторожка. В 1869 г. – три алтаря и галерея на западном фасаде. После Октябрьского переворота, в декабре 1922 года, собор был закрыт и вскоре превращён в склад конфискованной из других храмов церковной утвари. В 1929 году храм лишился колоколов, а в ночь на 27 сентября 1930 года был взорван. На месте его разбили сквер. В 1999 году Верховный Совет Крыма и Симферопольская и Крымская епархия решили воссоздать храм на его исконном месте, что и происходит по сей день.

Архиепископ Гурий (Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в г. Саратове в семье священника. В 1837 году он окончил Саратовскую духовную семинарию, после чего поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года студент Карпов принял монашеский постриг с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского. 4 августа он был рукоположен в иеродиакона. 20 ноября 1839 года принял сан иеромонаха.

После обучения в академии иеромонах Гурий получил направление в Пекинскую духовную миссию. В течение десяти лет (1840 – 1850) о. Гурий нес Христов свет жителям далекого Китая. В 1851 году его вызвали в Санкт-Петербург, где возвели в сан архимандрита и назначили на должность смотрителя Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища.

В 1856 году архимандрит Гурий снова едет в Китай. За время своих апостольских трудов он научился свободно говорить и писать по-китайски и перевел на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, и некоторые богослужебные книги. Сотни китайцев, просвещенных отцом Гурием, приняли Православие. В 1900 году 222 духовных чада отца Гурия во главе с китайцем-священником Митрофаном приняли мученическую смерть от рук восставших сектантов.

11 мая 1866 года в Чебоксарах архимандрит Гурий был хиротонисан во епископа. В 1867 году его перевели на Таврическую кафедру, и 12 апреля 1881 года он был возведен в сан архиепископа.

Владыка Гурий вел грандиозную миссионерскую деятельность. Как человек он отличался незлобием, бескорыстием, добрым отношением к людям, правдолюбием и любовью к бедным. Блаженная кончина архиепископа Таврического Гурия последовала 17 марта 1882 года. Когда 47 лет спустя честные останки Владыки Гурия переносили из собора на городское кладбище, было отмечено, что тело и облачение его остались нетленными, а из руки, случайно поврежденной при перенесении гроба, истекла кровь.

18 апреля 2008 года Священным Синодом УП Ц было принято решение о причислении святителя Гурия Таврического к лику местночтимых святых.

Примерное время возвращения – 14 часов, к обеду. Слава Богу за все!

Стоимость поездки 1000 рублей и отдельно – пожертвование за посещение Музея.




Суббота:


Паломническая поездка в Бахчисарай

Отъезд в 7 часов утра после раннего завтрака.

Маршрут этой паломнической поездки начинается в Свято-Успенском монастыре. Эта древняя обитель находится в двух километрах от Бахчисарая, почти все ее кельи и некоторые храмы (а всего их — пять) высечены в скале, на краю обрыва. С монастырем связано множество преданий и свидетельств о чудесах. Успенским он называется потому, что явление на скале чудотворной святой иконы Божией Матери произошло именно в день Ее бессмертного Успения, 15 августа по старому стилю. И действительно, Пресвятая Богородица постоянно оказывает Свое покровительство этому месту и его обитателям, помогает и гостям – паломникам, трудникам, путешественникам. Монастырь всегда, все время своего существования был и остается центром религиозного окормления христиан в Крыму. не миновали его ни гонения, ни разрушения, но всякий раз святая обитель с Божией помощью Божией и Пресвятой Богородицы обновлялась. Сейчас это – действующий мужской монастырь. В нем пять однопрестольных храмов, где есть особо чтимые иконы с многочисленными частицами мощей святых Божиих угодников, Крест с распятием афонской работы, колокольня с 58-пудовым колоколом. Фото-и видеосъемка в монастыре разрешены с особого дозволения наместника. Снимать монахов запрещено.

Вторая часть маршрута – поездка в монастырский горный скит во имя св.вмч. Анастасии Узорешительницы. К началу тропы, ведущей к нему, можно доехать на автобусе, но к самому скиту ведет крутой подъем длиной около 150 метров. Тропа обустроена, но подниматься по ней все равно непросто, поэтому добраться туда смогут только те паломники, которые обладают достаточной физической подготовкой. История скита уходит своими корнями во времена царя Бориса Годунова, о чем говорит одна из грамот за его подписью. В его царствование здесь уже был маленький храм в честь святой Анастасии, и Москва оказывала ему денежную помощь. Монастырь же был основан приблизительно в VIII веке монахами, бежавшими из Византии во время иконоборческих гонений. В XVIII веке, когда происходило выселение христиан из Крыма, насельники покинули обитель, взяв с собой чудотворную икону святой Анастасии. Возрождением своим, произошедшим в XIX веке, скит обязан деятельности нашего великого святителя Иннокентия (Борисова), утверждавшего, что «святыми воспоминаниями… Таврия не уступит никакому Афону». В безбожную советскую эпоху, в 1932 году, обитель была разрушена, но начиная с 2005 года трудами и молитвами новой братии в буквальном смысле слова возрождается из руин и пепла. В скиту устроен уникальный храм, где вместо росписей стены, потолок и даже стасидии (высокие монашеские сиденья для молитвы) украшены миллиардами бисеринок, бусинок и

разноцветных камешков. Сейчас заканчивается строительство храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица».

Из скита можно попасть, поднявшись по горной тропе, в древний пещерный город Качи-Кальон («Крестовый корабль» в переводе на русский язык). По окончании маршрута – возвращение в пансионат «Фавор» около 20 часов.





Воскресенье:



Алушта — храмы, дельфинарий (или аквапарк) – 700 руб. и стоимость билета в дельфинарий или аквапарк