Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Дорогие братия и сестры!
Сегодня во время Божественной литургии мы с вами читали Евангелие апостола и евангелиста Луки, в котором был рассказ о том, что Господь наш Иисус Христос предал Себя в руки мучителей, чтобы принести по воле Отца Небесного крестную жертву и понести все страдания и скорби крестные во искупление наших грехов. Он добровольно отдал Себя в руки мучителей, озлобившихся против Него, чтобы пострадать от их рук до самой смерти, чтобы эта Великая Жертва дала каждому человеку возможность, обратившись за прощением грехов, получить это прощение. И тогда крестом, на котором был распят Господь, человек побеждал бы все козни дьявольского мира, все козни лукавого, крестом этим отверзал для себя Небо, тут же распинаясь со грехами и с немощами своими на кресте заповедей Христовых!
Вот такое удивительное событие должно было произойти в истории человечества, чтобы Сын Божий и Сын человеческий, придя сюда на землю и пожив здесь с людьми, совершив многие чудеса исцеления, был бы распят теми же людьми – теми, кого Он исцелял, теми, кому Он помогал, теми, кому Он служил, теми, кого Он любит и кому Он служит и помогает и поныне. Чтобы это произошло, должны были найтись люди, которые бы в этом участвовали, которые открыли бы сердца свои не навстречу Богу, а навстречу злобе, поработились злобе, поработились клевете всякой, поработились зависти, поработились всем грехам гордыни нашей человеческой и сатанинской. Они должны были стать орудием исполнения, с одной стороны, воли Божьей, а, с другой стороны, орудием сатаны, искусившего их и приведшего к тому, чтобы их руками Господь был замучен и распят.
И вот в сегодняшнем Евангелии мы видим, как на Господа нашего Иисуса Христа, уже добровольно предавшего Себя в руки этих неправедных клеветников и приведенного на суд Понтия Пилата, злословящие люди начали «прилежно вадяще Нань»* — очень старательно, с усердием выдвигать различные обвинения, говорить всякую клевету (*Св.Евангелие от Луки, 23-10). Господа, прежде всего, обвиняли в том, что Он объявлял Себя Царем иудейским, и тем самым призывал к неповиновению римскому императору.
В то время, как мы знаем, Иудея была покорена римской армией, находилась в оккупации и платила дань римскому императору. А дань — это деньги, что является главным для людей, для которых Бог — не главное в жизни. Деньги затмевают собой и ребенка, и семью, и родину. Главное — деньги, других ценностей быть не может, или гордыня человеческая. Именно ими заполняется пустота души — там, где должен быть Бог.
И люди вот с таким душевным содержанием находили уязвляющие клеветнические моменты, чтобы надавить на самые болезненные точки, исходя из своего представления о высших ценностях: вот Он говорил не платить деньги римскому императору, не повиноваться римскому императору и прочую клевету. Господь ни на что это не отвечал: зачем спорить с клеветой, зачем спорить с теми, кто принял ложную точку зрения, кто поддался лжи? Когда споришь с таким человеком, ты только подливаешь масла в огонь. Спорить с горделивым не нужно, потому что цель любого спора — это подавить человека, показать свою гордыню и свой ум лучше, чем у него. Поэтому никто из разумных людей, из духовных и мудрых людей, из учеников Христовых не должен вступать в спор, не должен спорить ни о чем, но, если спросили — отвечать, как говорит Апостол Павел*, кротко, с Верой и любовью, со смирением, с упованием на помощь Божию (*1е Послание к Тимофею Апостола Павла, глава 1-5; 2е Послание к Тимофею Апостола Павла, глава 2, 23-26). Господь не спорил и на эти клеветы не отвечал. Он добровольно предался в руки мучителям и добровольно терпел все эти клеветы, потому что Он уже принял решение умереть за грехи человеческие.
Но только когда Понтий Пилат спросил его: «Скажи правду, ты ли царь иудейский?», Господь ответил: «Ты глаголешь!»* (*Св.Евангелие от Луки, глава 23-3) Это такая форма словесная: «Ты сказал правду, сам сказал правду. Ты сам сказал правду, что я царь иудейский!» И вот далее мы видим, что Понтий Пилат увидел в своём пленнике поразительное мужество, непреклонную решимость, которую человеку может дать только любовь, готовность умереть ради тех, кого мы любим. И Любовь есть величайшее мужество и величайшая сила, величайшая благодать.
Тот, кто имеет любовь, воистину счастлив, потому что ему не страшны никакие беды и болезни, потому что у него есть высшая цель и смысл бытия — любить, приносить себя в жертву и служить тем, кого он любит. И человек , у которого есть иные мотивации в жизни, не любовь, а, например, стремление к деньгам, власти, пожинает пустые, зачастую скорбные, плоды. Он стремился к деньгам, заработал и покупает за них себе какие-то мирские радости жизни или достиг власти, но утоления жажды нет. Этот человек видит, что такие радости не удовлетворяют его душу, не наполняют ее и не делают ее счастливой. Но когда он видит любящего человека, то действительно хочет любить, потому что тот, кто любит, тот воистину счастлив. У того, кто любит, нет избавления от скорбей и от каких-то трудностей (а, возможно, их еще больше), но любящий человек их не боится, он сознательно идёт на них ради тех, кого любит. И это очень привлекает. Такому человеку многие хотят подражать.
И Пилат увидел, что Бог есть Любовь, воплотившаяся в тело человеческое. И, видя перед собой эту Любовь, которая в лице Господа бесстрашно и решительно идет, чтобы распинаться добровольно за грехи человеческие, Понтий Пилат пытается спасти эту Любовь, встать на сторону Божию, как ему кажется, и защитить Его от смерти. А, с другой стороны, это значит нарушение воли Божией, так как в тот момент воля Божия была в том , чтобы Сын Его умер за грехи наши и впоследствии воскрес. И вот Понтий Пилат пытается защищать перед иудеями Иисуса Христа, видя эту Любовь, это мужество, эту смелость, не боязнь смерти, не боязнь клеветы человеческой, потому что в Боге нет гордыни. Это горделивый боится клеветы, боится мнения людей, а смиренный этого не боится.
Вот Пилат и пытается Его спасти. Он выходит к иудеям и говорит: « Я не вижу в этом человеке никакой вины!» А иудеи еще пуще кричат: «Распни, распни!» Пилат опять что-то спрашивает у Иисуса Христа и опять выходит к иудеям и спрашивает, за какие грехи его распять, в чем вина его. В ответ они еще больше кричат: «Распни Его!» И тогда Пилат посылает Иисуса к царю Ироду Галилейскому, надеясь, что царь узнает Его, примирится и спасёт Его от смерти. И Пилат в альтернативу позорной казни предложил наказать Иисуса Христа: «Избить Его плетьми и отпустить. Зачем Его убивать?»
Но тут прибежали еще более высокие архиереи иудейские и народ иудейский, и они вновь кричали: «Распни его, сына Божия!» Почему так яростно кричали иудеи, хотя сын Божий пришел именно к этому народу? Он хотел именно им протянуть руку помощи, именно им в первую очередь даровать свою любовь, именно среди этого народа Господь совершил чудеса своей земной жизни, родившись в нем и прожив в нем. В этом народе он воскрешал умерших, исцелял парализованных, изгонял бесов из душ человеческих. Почему же именно иудейский народ оказался народом, распявшим Иисуса Христа? Как произошло так, что человек от Бога получает благодать и радость, и завтра Его, Бога, распинают? Почему произошло так? Народ иудейский радостно Его встречал, дивясь подтверждению пророчества, что Он придет на молодом осле в Вербное воскресение, и все возлагали перед Ним пальмовые ветви и расстилали одежды и кричали: «Осанна Вышним!» Почему всего через пять дней, в пятницу они кричали: «Распни, распни Его!» Что происходит с сердцем человеческим? Это становится возможным, если в сердце человеческом Бог не занял главного места в жизни, и это сердце становиться игралищем бесовским.
Если у человека главное в сердце — дети, семья, карьера, пусть деньги или наряды, то человек имеет духовные слабости. Архиереи иудейские, которые завидовали Господу нашему Иисусу Христу, Его святости, Его любви, Его безгрешности, завидовали Самому Богу, потому что сами себя считали богами. И вот они научили еврейский народ требовать казни, смерти Господа нашего Иисуса Христа, и народ поддался этим научениям. Как они научили, как рассказали еврейскому народу: «Если Иисус Христос станет царем, то это не понравится римлянам. Тогда римляне, которые правят Иудеей, разозлятся и начнут жечь дома твои. Ты сколько времени строил дом свой? Двадцать лет? Так вот, римляне сожгут твой дом, и уведут твою любимую жену в рабство и детей твоих, и уничтожат все имущество твое, и все прочее».
И простые люди испугались, так как для них самое важное в жизни было — дом, жена, дети, деньги, карьера… Неважно, кто это заберет, даже Сын Божий. Поэтому нужно Его убить, чтобы сохранить свое имущество и все, чем ты дорожишь. И все, дело сделано. И тот человек, который кричал «осанна» во все время Господне, понял так, что придет этот царь иудейский и сделает его богатым, сделает из него сверхчеловека, и поставит его повелевать всеми остальными народами мира. Так понял пришествие Божие тот, кто от Бога ищет личной выгоды, личной корысти. Он становится врагом Божьим, и тогда бесам легко управлять этим человеком. Бесы говорят: «Если пойдешь вправо, то ты потеряешь деньги — не ходи вправо. Ты свои деньги удачно добываешь сейчас — там украл, тут не заплатил, налоги не заплатил государству, тут не вернул долг. А если ты пойдешь в церковь, то тебя там научат, что так делать нельзя, это грех, и ты обеднеешь, потому что ты не сможешь украсть, не сможешь не отдать долг , не сможешь не заплатить налоги. Не ходи в храм!»
И человек, к сожалению, Христа предает. Православный христианин в храм не ходит, потому что у него есть страхи, потому что материальное в его жизни – главное. И он боится жить праведно и потерять незаконно нажитые деньги, став верующим человеком, боится потерять и остальные удовольствия жизни, которые у нас есть греховные. Сатана говорит: «Ты любишь грех, любишь прелюбодеяние, любишь, чтобы тебя тщеславили, любишь осуждать, любишь злословить, любишь превозноситься над кем-то, любишь ругаться нецензурной бранью, курить, пьянствовать, блудить и т.д. В церкви тебя заставят этого не делать, и ты не станешь получать в жизни удовольствия. Какое это будет для тебя удовольствие, если станешь верующим? Стоять в храме и молиться вместе с бабушками? Нет, это не удовольствие! А вот пить, курить, ругаться матерщинной бранью — это удовольствие, смотреть фильмы разные безбожные и блудные — это удовольствие. А в церкви какое удовольствие?
Не ходи в церковь». И человек, для которого Бог — не главное в жизни и Которому он не воздает должную славу за то, что Он сотворил нас, а славу воздает только самому себе за то, что такой хороший, этот человек в церковь не идет. Он боится церкви, боится молитвы, боится исповедоваться и каяться во грехах своих, чтобы не менять жизнь и не стать беднее, чтобы не потерять удовольствие греховное и продолжать обманывать самого себя.
И вот как проверить, мы с Богом живем или живём против Бога? Как проверить, Бог — главное в нашей душе или не главное? А это проверяется очень просто по нашей жизни. Ходим ли мы в храм каждое воскресенье? Если ходим, то Бог — главное в нашей жизни. Если не ходим, то главным мы поставили самого себя. Как еще проверить? Если мы ищем всякие отговорки, чтобы в храм не ходить, что виноват кто-то другой — церковь или священники — тогда Бог не главный в нашей жизни. А если мы ищем способы, как придти в храм, отложив все остальные дела, то Бог сделался главным в нашей жизни. Братья и сестры, если мы посмотрим в свою душу, на свое поведение, и увидим, что пренебрегаем воскресными литургиями, утренними и вечерними молитвами, пренебрегаем Святым Причастием, которое должно быть не реже раза в три недели, тогда, конечно, мы должны знать, что жизнь наша пустая, жизнь наша бессмысленная. Мы подобны тем иудеям. Мы тоже становимся игралищем бесов, которые кричат: «Распни, распни Его! Убей Бога! Выгони Его из своей жизни, скажи, что Бога нет, он где-то там…» Скажи, что Бог простит, что виноват священник, что ты в храм не ходишь, скажи, что виновата бабушка церковная, что виновата твоя суперзанятость. Но если ты такой занятой, то Бог отнимет у тебя дела твои, которые мешают тебе в церковь придти, и увидишь ты, что даже потеряв все дела, к примеру, выйдя на пенсию, ты все равно в храм не приходишь. Так что не дела были виноваты в том, что ты в храм не ходил, и не священник, и не бабушки церковные, а виновато то, что ты сделал в жизни главным что-то другое, мертвое, пустое, а не Бога.
Поэтому помоги нам, Господи, чтобы мы в нашей земной жизни стали действительно верующими людьми, теми, кто Богу служит и теми, кто воздает Богу хвалу за то, что Он привёл нас в этот мир, чтобы мы увидели, что только служа Богу мы становимся Любовью. Мы становимся той самой силой, которая преодолевает все скорби, трудности, искушения, которая ничего не боится ради тех, кого мы любим, которая совершает все подвиги, любые удивительные дела и чудеса. Все это способен совершить человек, если он станет Любовью и будет жить вместе с Богом. И помоги нам, Господи, чтобы мы увидели, что жить вместе с Богом — это значит трудиться каждый день с утра и до вечера, бороться с самим собой, со своими грехами. Потому что главный труд христианина — борьба со грехом, который забирает все силы, все средства, помыслы, мысли, все способности нашей души и ума, забирает. Это самое трудное дело — бороться с нашей немощью, бороться с грехом, стяжать благодать, стяжать добродетели. И вот мы должны в этом обретать свое счастье, видя, что в этой борьбе счастье наше и есть. Выгнал из себя грязь греховную, вырвал занозу греха из сердца своего, выблевал яд греховный из своей души, очистил, омыл ее покаянием и исповедью — и больше душе ничего не надо, ей достаточно и того, что в ней уже есть.
Наша душа сотворена счастливой и радостной, верующей и доброй, любящей. Посмотрите на детей! В них это все есть. Все, что сказано, — и любовь, и радость, и вера, счастье, энергия, сила духовная. Вот какими мы все сотворены. А какие мы есть? Это просто грязь, которую мы набрали за свою жизнь. Поэтому счастье наше состоит в том, чтобы Бога поставить на первое место в своей жизни, и значит — служение Богу сделать главным местом в своей жизни и очистить свою душу от грехов. И тогда нам при таком счастье, распявшись на кресте Господнем вместе с ним на Голгофе, распявшись к заповедям Христовым, распявши свою плоть со своими страстями и похотьми, и тогда, если будем распинаться с Богом Христовым всегда, мы обретем радость и спасение, благодать Святого Духа, и счастье, и жизнь вечную здесь и в вечности со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!