+7 (978) 708-11-97 звонить после 18.00 по Московскому времени.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Дорогие братья и сестры! Сегодня святая Православная Церковь празднует Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим. Это двунадесятый праздник — один из двенадцати наибольших в году. И сегодня мы слышали во время Божественной литургии Евангелие от святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В нем идет рассказ о радостных событиях, которым посвящен этот праздник. Рассказ начинается с жены — некой женщины Марии, родной сестры Лазаря Четверодневного, того самого человека, память которого мы праздновали вчера, в субботу. Его Господь воскресил, четырехдневного уже, четыре дня был Лазарь в гостях у смерти, и был похоронен. И после четырех дней Господь его воскресил. И вот сестра этого воскресшего Лазаря пришла и стала мазать ноги Господа драгоценным миром, очень дорогим составом, очень ароматным. И плакала, поливая своими слезами его ноги, и отирая его ноги своими волосами, воздавая Господу наивысшую почесть, на которую она была способна.

И один из учеников Христовых — Иуда, который Искариот, который потом и предал Господа — он сказал: «Зачем же эта трата великая? Это миро драгоценное! Такое вот масло ароматное, благовоние очень дорогое, тратится на то, чтоб помазать ноги Господу. Можно было бы такое миро продать за триста монет, и эти деньги раздать нищим»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 12, 1-6). Вспомните, как часто в своей жизни мы слышим эти слова и в наше время: «А зачем церкви строят такие купола красивые, золотые? Давайте нищим раздадим!.. А зачем в церкви такое дорогое убранство? Давайте накормим нуждающихся?» Это снова повторяются слова Иуды, которые мы и слышим в Вербное воскресенье: «Давайте Господу не будем воздавать честь, давайте нищим отдадим!» Но Иуда так говорил не потому, что заботился о нищих, а он говорил так, потому что у него была казна апостольская, все деньги стекались туда, в эту казну, и он из нее воровал. Об этом говорит святой Иоанн Богослов. И поэтому Иуда говорил: «Не надо Господу драгоценным миром ноги мазать. Давайте сюда — в казну! Я потом раздам нищим». И потом он намеревался украсть эти деньги.

В наше время история Иуды повторяется, и всегда найдётся человек, который упрекает нашу церковь, что она Богу нашему — Царю Царей — такую красоту возводит. А это не мы возводим, это Господь возводит нашими руками грешными, купола к небу поднимая золотые. Человек говорит: «Не надо эти купола! Давайте отдадим нищим». Ему на нищих наплевать — он в зависти, он вечно болезный, он в переживаниях, что в церкви кто-то что-то ворует: «А почему не я?» Вот это слова Иуды. И когда вы слышите такие слова, мол, давайте в церкви ничего красивого делать не будем, а раздадим кому-то там, нуждающимся, нищим, помните — это слова Иуды, предателя, который предал Господа на распятие, потому что был вор.

И вот Господь отвечал Иуде, и всем нам с вами, что дает за труды этой женщине, пусть она делает. Не надо ее укорять, упрекать и отгонять. Вы всегда нищих имеете с собой. Хотите нищим делать добро? Кричишь про золотые купола в храмах? Ну, пойди, подай нищим милостыню! Ты много дал нищим милостыни, сам, лично, тот, который укоряет Церковь в ее красоте, в ее прекрасных зданиях, в ее великолепных паникадилах, которые мы Богу посвящаем, самое лучшее, самое дорогое в той жизни? Ты отдал много нищим? Что ты Церковь укоряешь в чем-то, в отсутствии благотворения? Вот и так Господь говорит Иуде: «Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 12, 8). Господь говорит, что, всегда имея с собой нищих, всегда можете подавать им милостыню, каждый день в своей жизни, а время, которое отведено Его земному пребыванию, заканчивается. Последние пять дней, последнюю неделю всего Господь будет находиться с апостолами до распятия Своего, и потом будет вознесение, и Господь пойдет в Царство Небесное. Тогда уже не смогут люди воздать такие почести Господу, находящемуся рядом с нами — помазать его ноги миром.

И Господь еще говорит, что эта женщина – Мария готовит тело Его на погребение. Потому что мы с вами знаем, что Господь не только был казнен, как раб. Царь Царей был казнен самой страшной, самой позорной казнью, которой ни один свободный человек не мог, его не имели права распять на кресте, только рабов, только самых вредных людей, плохих, лишенных всяческих прав. Но его не только распнут этой казнью, страшной, тяжелой, но его даже не смогут подготовить на погребение, как любого из нас грешных: омыли, одели и благоговейно отнесли на кладбище. С Господом не будет этого. Его завернут в плащаницу, потому что наступала пасха иудейская, надо было похоронить до захода Солнца и быстро, вот так: не омытого, не намазанного благовониями, отнести во гроб.
И эта женщина, открыв свое сердце Господу, пожалев Господа, что он идет на такие вот казни ради наших с вами грехов, идет на все унижения, идет на все, что угодно, лишь бы спасти нас, чтобы явить нам свое воскресенье и свою любовь Бога к людям. Она его и готовит на это погребение, намазывает заранее благовонным миром его пречистые ноги. И, после этого, многие люди пришли ко Господу, чтобы посмотреть на него. Потому что, рядом с ним, будет и Лазарь, тот самый, четверодневный, которого память в субботу Лазареву мы празднуем, вчера праздновали память Лазаря четверодневного, чтоб увидеть этого человека воочию, увидеть силу Божию, что человек был четыре дня мертв и уже разлагался, и находился в могиле, а потом Господь его воскресил.
И вот Господь, входя в Иерусалим, сел на молодого осленка, как и было сказано в пророчестве. Этого много столетий еврейский народ ждал, ждал мессию, Иисуса Христа — сына Божия, того, чьему царствию не будет конца. И было пророчество о том, такие слова в Ветхом Завете написаны, что не бойся, дщерь Сионова, то есть, не переживай, женщины иудейские, не переживайте, се царь твой грядет — в Иерусалим, сидя на молодом осленке. И вот Господь, исполняя это пророчество, сел на осленка и начал входить в Иерусалим, и люди, радуясь от всего сердца, и дети, начали постилать свои одежды под ногами этого самого осленка, резать пальмовые ветви и постилать их, чтобы устелить пальмовыми ветвями дорогу грядущему царю царей — Господу нашему Иисусу Христу.
В наших краях, братья и сестры, пальма это редкость, и, поэтому мы режем вербные эти вот веточки, вместо пальм (вае?), чтобы встретить Господа, грядущего во Иерусалим.
И вот, братья и сестры, конечно же, среди тех людей, которые кричали Господу, при этом, когда он входил в Иерусалим, они кричали: «осанна вышним!», «Благословен грядый во имя Господне!», то есть, благословен тот, кто идет во имя Бога, исполняя волю Божию, Иисус Христос благословен, среди и тех людей, которые радовались пришествию Иисуса Христа, идущему на царствие в Иерусалим, будут и те люди, были и те люди, которые, всего через пять дней, вместе с Иерусалимской толпой, кричали Пилату: «распни! Распни его!».
И как же это получается в нашей с вами жизни, братья и сестры? Как же наша душа, святая, богоподобная, она способна на великие добродетели, на великую любовь, и способна одновременно на великие грехи. Она способна любить Господа и способна жертвовать всю свою жизнь ему, и способна так же его предавать каждый день, совершая грехи, стыдясь веры Христовой, считая ее ненужной. Как же так, братья и сестры?
Но вот, потому что сердце человеческое это поле битвы, как нам говорят святые, как говорит святитель Игнатий
Брянчанинов, поле битвы это сердце человеческое, в котором сошлись в войне добро и зло — Бог и сатана. И, то Бог побеждает в нашем сердце, то сатана побеждает в нашем сердце, то добродетели, то грехи.