+7 (978) 708-11-97 звонить после 18.00 по Московскому времени.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Дорогие отцы, матери, братья и сестры, спасибо за ваши
святые молитвы!

Сегодня святая Православная церковь отмечает память трех вселенских учителей, святителей и светильников всей вселенной – святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Из истории возникновения этого праздника мы знаем, что жители Константинополя почитали этих святых угодников Божьих, которые были епископами на этой кафедре за шесть веков до описываемых событий. Но в одиннадцатом веке жители разделились: одни считали более богоугодным, более святым Василия Великого, другие — Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста, так что у христиан даже начались споры. А христиане не должны спорить друг с другом, они должны быть в единодушии, единомыслии. Они могут высказывать свое собственное мнение, с уважением слушать друг друга, но непреложно, непререкаемо принимать то, что открывает им Церковь через соборный свой разум,  и, имея право выражать свое мнение, не доводить до споров, до склок и до разделения.

Когда начинаются споры в христианской среде, то это значит, что следующий шаг — шаг к ненависти, потому что спор не рождает истину, а рождает ненависть. Одна гордыня пытается подавить другую гордыню. Вот такие же споры по гордыне человеческой возникли, когда, люди хотели этими спорами сказать, что святой, которого я почитаю, «выше по рангу», чем тот, которого почитаешь ты, а значит — я больше, чем ты. Точно так же люди по гордыне ищут себе духовных отцов, фантастических святых старцев, чтобы показать, что «мой святой лучше, чем твой старец» и превознестись над человеком. И в христианской православной среде начали возникать группы, которые и назывались по почитанию этих святых — иониты, григорианцы и василиты. Это уже стало похоже на секту из поклонников и почитателей этих святых, потому что секты возникают только на гордыне, на желании превознестись над кем-то, сказать: «У меня есть большее откровение, чем у тебя, я более Богом просвещен, чем ты и поэтому ты слушай меня, а я буду тебя просвещать».

И вот во время этих споров митрополиту Иоанну во сне явились эти трое святых. Они явились от Престола Божия, придя к этому иерарху церковному и сказали: «Хватит разделений! И скажи всем верующим, что перед Богом мы равны, и установи общий праздник нам, чтобы в один день праздновала церковь нашу память. Мы в своей жизни боролись именно за объединение верующих, против разделения и за то, чтобы верующие были в единомыслии, чтобы они едиными устами, единым сердцем, единой душою славили Бога, и не было никаких конфликтов и споров на гордыне, кто из святых лучше и ближе к Богу». И митрополит Иоанн объявил об этом в церкви, и был установлен день праздника — совместный день памяти этих святых.

И вот, братья и сестры, когда мы празднуем память святителей, то есть ставших святыми епископов, митрополитов и патриархов нашей Святой Церкви, на литургии читается Евангелие от апостола и евангелиста Матфея. В нем сказано: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (*Св.Евангелие от Матфея, глава 5, 14-16). Слова эти обращены Господом нашим Иисусом Христом не только к епископам, но и к каждому верующему.

Каждый верующий человек, который вдруг пробуждается от своей греховной жизни, от постоянного вранья, что Бог в душе и можно в храм не ходить, пробуждается скорбями. В его жизнь входит что-то новое, может быть нежелательное для него. Может, он хочет покоиться во грехе своем, интересуясь только едой и развлечениями, и ждать, когда станет бабушкой или дедушкой, и только тогда соберётся пойти в церковь на покаяние. И  в жизнь такого человека, если Господь его готовит для того, чтобы он стал светильником миру, вдруг входит что-то новое, часто скорбное — болезнь или плохое душевное состояние, например, депрессия, разрушение семьи, карьеры или еще чего-то. Так человек получает скорбь от Господа, скорбь, которая понимает его с дивана и заставляет искать спасения от этой скорби. Если это семейная скорбь — он бросается в колени жене или мужу, умоляет вернуться; если по работе скорбь — умоляет начальство; если болезнь — умоляет врачей. Так человек все перепробует, пока не увидит, что это Господь к нему пришел. А пришел Он не для того, чтобы человек в аптеку побежал или умолял начальство его не увольнять, а пришел для того, чтобы человек пришел в храм святой православный, чтобы Господь разрушил всю предыдущую его греховную жизнь, и чтобы родилась новая жизнь во Христе. И тем лучше, чем раньше человек поймет, что каждая скорбь — это зов Божий в иную жизнь, жизнь настоящую, жизнь исполненную настоящей любви, настоящей благодати, настоящей радости, настоящего счастья. Это зов Божий в ту жизнь, в которой не надо будет изображать радость и счастье – она и будет с радостью и благодатью. Нужно будет не расплескать ту благодать, которую Господь подает.

И, если человек услышал этот глас Божий, он приходит в церковь, но приходит не за тем, чтобы быстро снять эти скорби и опять вернуться в свою греховную жизнь. На самом деле, ещё «ветхий» умом и сердцем, он хочет сказать: «Раз Бог меня прихватил, и аптекарь и жена помочь мне не могут, ладно, пойду  умилостивлять Бога. Что там хочет Бог? Чтобы я ходил в воскресенье в храм? Ну похожу, ладно. Что хочет еще? Чтобы свечку поставил? Поставлю. Что, мало? Причаститься должен? Причащусь». А сам человек при этом еще там, в греховной жизни. Так вот, скорбь его не закончится. Человек начинает говорить: «Вот, я в храм хожу, а проблемы только пребывают». Они пребывают, потому что ты сам еще ветхий, ты хочешь обмануть Бога, ты хочешь в храме просто отбыть и убежать в греховную жизнь, вот поэтому скорбь твоя не закончится до тех пор, пока ты не станешь свободным человеком. Ты будешь рабом под палкой скорби до тех пор, пока ты для себя окончательно и бесповоротно не решишь, что хочешь жить с Богом — только в Нем, в Боге, в Господе, в Любви истинной и есть твое счастье.

Господь тебя призывает непосредственно говорить с Самим Собою. Ни через детей говорить с Любовью, ни через родителей, ни через братьев и сестер говорить с Любовью, ни через работу, ни через милостыню, а непосредственно, друг перед другом разговаривать. И когда ты поймешь, что Бог тебя призывает быть вместе с Ним, вместе с Любовью и, когда ты захочешь действительно быть вместе с Любовью и когда ты действительно поставишь Бога на первое и главное место в своей жизни и спасении души, тогда ты поймешь, что главная цель души — быть с Богом, быть с Любовью, быть в счастье, радости и в вечности.

Тогда и начнут уходить те скорби, которые висели над тобой как палки, побивая тебя как ленивого раба, и скорби становятся не палками, а костылями. Ты пока стоишь на рахитичных ножках, падаешь и считаешь, что для счастья тебе нужен какой-то человек — муж, жена, друг, дети, родители, внуки, правнуки — кто-то нужен мне, чтобы я был любовью. Снова скорбь, и снова палочку для поддержки дает тебе Господь. Ты идешь на исповедь и причащаешься Телу и Крови Христовой и получаешь утешение от Бога и Любовь получаешь от Бога, часть любви, часть благодати, настолько, насколько ты готов воспринять эту часть. И  ты начинаешь Господа благодарить за скорби, иначе рано или поздно мы падаем к еде и развлечениям, и опять приходит в нашу жизнь пустота, безрадостность существования.

Благодаря этим скорбям мы идем ко Господу и с Господом пребываем. И, конечно же, настанет в нашей жизни тот день, который как сказано в Священном писании: «И в той день Мене не воспросите ничесоже* (Св.Евангелие от Иоанна, глава 16, 23). Это тот день, который должны достигнуть христиане, — вечный, бесконечный дня, который не заканчивается ночью, который не заканчивается смеживанием наших век. Этот день может наступить в нашей жизни, а может наступить в вечности, день, когда мы вместе с преподобным Серафимом Саровским и со всеми святыми скажем: «Христос воскресе, радость моя!» И это будет не обязательно на Пасху. Это может быть в любой момент нашей жизни, ибо Царствие Небесное приходит непременно. «Христос воскресе, радость моя!» — и никогда уже Он не умрет  в нашей жизни, ибо воскресла Любовь в моей душе, и она никогда уже не умрет, она бессмертна и она ведет меня в вечную жизнь.

Вот поэтому, возлюбленные братья и сестры, вы должны нести свет миру, не прятать свой свет и свои знания. Каждый христианин, душа которого загорелась, пошла ко Господу, должен стать тем самым светильником всему миру, может, мирку, может, своему городу, может, своей семье. Все это очень хорошо, когда ты светишь людям и ты ведешь их во спасение. Ты показываешь своей жизнью и своими поступками и делами, ты говоришь им: «Братья и сестры! Врет вам сатана, что с Богом плохо, трудно, тяжело и бессмысленно». Да, с Богом трудно, потому что совершаем подвиг спасения своего. С Богом и радостно, и счастливо, и велика любовь, которая входит в сердце человеческое, велика эта любовь, велика эта благодать, когда ты приходишь в храм и освобождаешься от грехов своих, причащаешься Телу и Крови Христовых и все время пребываешь с Богом в молитве — в храме, дома, везде. И весь мир есть храм, в котором ты Богу служишь и поклоняешься. Если у тебя Бог не просто в душе, а в делах, поступках, в мыслях, то ты становишься этим светильником.

Пусть тяжело светить миру — все на тебя смотрят. И каждый христианин поставлен на вид всему миру. Пусть давно не убиралась грязь в сердце, но когда очищаешь его и наливаешь туда свежее масло благодати Святого Духа, когда укрепляешь этот светильник молитвенными подвигами, исповедью и причастием, он начинает гореть. Светильник горит — сперва тускло, еще мерцая, но уже светит, уже радует нас, уже освещает тьму нашего мира, уже показывает дорогу ко спасению. Все возможно, если мы с вами услышали святую волю Божию и пришли в храм на исповедь и на причащение. Как нам стать светильниками? Как нам стать городом, на горе стоящим?

Все начинается с малого, с малого исполнения воли святой Божьей — с прихода на воскресную литургию, ведь каждый христианин должен каждое воскресение быть на Божественной литургии. Отсеки свою греховную волю, которая влечет нас в порабощение греху, сходи на литургию, помолись, послужи Господу. Есть святая воля Божия, чтобы ты исповедовался и причащался каждые три недели и чаще. Есть святая воля Божия читать утренние и вечерние молитвы и получать благословение Божие. Вот если мы отвергнем волю свою греховную, ведущую к праздности, сластолюбию, себялюбию и лжи, что Бог в душе, если мы начнем Богу служить, мы увидим великие чудеса в своей жизни и преодоление благодатью Божьей всех законов физического мира, мы увидим, что Бог безграничен со людьми, бесконечен, всемогущ, и все может совершить. И главное — мы увидим счастье, что жизнь свою перестроим из бессмысленности, уныния и лжи, зависти и обид, гнева и сребролюбия, переставим нашу жизнь в делание духовное, стяжание благодати Святого Духа и любви и служение Господу нашему. И это чудо увидим мы, если отбросим свою греховную волю, отсечем ее и начнем исполнять святую волю Божию.

Помоги нам, Господи, чтобы в нашей жизни молитвами святых угодников Божьих — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — не было никаких разделений, никаких превозношений, чтобы мы не за гордыней устремлялись, а устремлялись за любовью, устремлялись за отсечением своей греховной воли и за исполнением воли Божьей и чтобы шли мы, братья и сестры, дорогой, которой прошли и эти три светильника вселенной. Они также боролись с леностью, и им тоже сатана врал в душу: «Скажи, что Бог в душе!» Но они это отбрасывали и потихоньку, шаг за шагом боролись с искушениями, и все больше и больше обретали силу духовную, и все больше совершали добрых дел. Ибо, если мы в малом верны, и в малом боремся со грехом, Господь подаёт нам все новые добрые дела, потому что от нас нужно только желание и усилия бороться со грехом и стяжать спасение бессмертной своей души. И в жизнь каждого из нас может войти все, что есть у Бога: и великие чудеса, и великие дела благодати и милости, и чудотворения, и ведание о прошлом, настоящем и будущем. И все то, что есть у Бога, Он отдает равно. Только научись брать любовь и доверять Ему, и верить Ему, и пребывать с Богом, с любовью здесь и в вечности, со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!