Дорогие братья и сестры, спаси Господи за ваши святые молитвы!
Сегодня у нас с вами Великий пяток Страстной седмицы, когда мы поминаем страдания Господа Иисуса Христа, на которые Он пошел ради нашего спасения и избавления нас от грехов — чтобы мы получили вечную жизнь с Богом и со всеми святыми. В этот день в православной церкви не положено служить литургию, не положено причащаться, но положено служить Царские часы, т.е. те часы, в которых мы читаем ветхозаветные паремии, ветхозаветные пророчества, пришедшие от Господа Иисуса Христа, послания. И мы вставляем туда Евангелия, говоря, что все Священное Писание едино: и Ветхий завет пророчествует о Иисусе Христе, говорит, что будет, когда придет Господь, как Он придет спасать нас, грешных, и пострадает за нас; и Новый завет, который говорит, что все те пророчества исполнились.
Действительно, случилось так, как говорили пророки. За тридцать сребренников Господа предали и продали. В Евангелии говорится: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: „и взяли тридцать сребренников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля.“»* (*Св.Евангелие от Матфея, глава 27, 9; Книга Пророка Захарии, глава 11, 13; Книга Пророка Иеремии, глава 32, 9). Сбылось пророчество пророков о том, что об одежде Господа будут метать жребий. Когда с Господа совлекли одежду — а одежда у него была хорошая, цельношвейная, то есть не составленная из разных кусков – тогда, чтобы не раздирать ее на куски, стражники кинули жребий, и кто-то забрал одежду Господа, его хитон* (*Св.Евангелие от Марка, глава 15, 24; Псалом 21,19).
«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни»* (*Книга Пророка Исайи, глава 53, 4). Исполнилось пророчество о том, что что Господь будет ходить здесь, по земле, исцеляя, воскрешая людей, кормя голодных и утешая страждущих, и хромой будет бегать, а слепые — видеть, а немые будут разговаривать. Они встретятся с Господом, и Господь исцелит их*(*Св. Евангелие от Луки, глава 7, 21-23; Книга Пророка Исайи, 35, 5-6). Пророками говорилось, что Господь не будет иметь вида — ни как славный человек, хорошо одетый со слугами, богатый и знатный, а Он будет избитый, окровавленный, оплеванный и поруганный* (*Св.Евангелие от Матфея, глава 27, 30; Книга Пророка Исайи, глава 53, 2-3). Мы сегодня слышали на Царских часах Евангельский рассказ о том, что так все и произошло, как было сказано в ветхозаветных пророчествах.
О непосредственных событиях Великой пятницы в пророчествах информации меньше, а вот Евангелие подробно нам рассказывает, как архиереи предали Господа на суд Понтию Пилату, игемону Понтийскому, и как Понтий Пилат, видя, что Иисуса Христа иудейские первосвященники предали из зависти, пытался спасти Ему жизнь. Для этого Понтий Пилат побил Его, окровавил, чтобы насытить ненависть к Господу Иисусу Христу, жажду крови взвинченной, заведенной архиереями толпы. «И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины»* (Св.Евангелие от Иоанна, глава 19, 5-6). Понтий Пилат все допрашивал Господа Иисуса Христа. Он не понимал, за что же они хотят убить Его. Он не понимал, почему иудейские служители так возненавидели Его, какое преступление они Ему вменяют, ведь Господь никому не сказал никакого несправедливого, обидного, злого слова, никому не сделал никакого зла. Он только исцелял, воскрешал и помогал людям. За что же так люто его ненавидят иудеи, которые вроде бы люди благочестивые, которые ходят в храм, веруют в своего единого Бога, совершают посты, совершают молитвы и даже часть своего имущества честно и добровольно жертвуют на храм, исполняя заповедь Божию? Почему же они возненавидели этого человека? Как видит Пилат, Он — человек мужественный, сильный, спокойный, несмотря на то, что Ему грозит смертный приговор. И когда Пилат Его допрашивает, Он ему ничего не отвечает на эти ложные клеветнические обвинения, ведёт себя отважно, не спорит с клеветой, потому что Он ни в чем не виноват, и Ему не надо ничего доказывать.
«Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 19, 10). Господь твёрдо стоял перед этим знатным правителем Иудеи, жестким, жестоким человеком, который мог убить множество людей за неповиновение даже во время торжеств, и даже во время языческих жертвоприношений мог смешать кровь людей с кровью жертв, которых они приносили Богу. Вот такому человеку, безапелляционному, жесткому, Господь на пороге смерти, на суде у этого человека, спокойно и мужественно отвечает: «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 19, 11) Эти слова Господа означают: «Если Бог тебе дал власть предать Меня на смерть, то ты предашь меня на смерть, но если нет у тебя этой власти, ты не сможешь меня убить, даже если очень сильно этого захочешь». Понтий Пилат не раз видел смерть в своей жизни, потому что он — воин, неоднократно шел с мечом на врага и видел как умирают люди — и сильные и мужественные – и как эти люди перед лицом смерти боялись как маленькие дети, боялись за свою жизнь. Он судил многих людей, которые были достойны смерти, и видел, как любой человек перед угрозой казни мог сломаться, испугаться, дрожать за свою жизнь, умолять о пощаде и валяться в ногах. И никогда в жизни он не видел, чтобы с таким спокойствием, мужеством, достоинством и решимостью стоял человек, готовый умереть за грехи человеческие. Он так спокойно говорит Пилату, правителю Иудеи, который ни с кем не советуется, мало кого боится в своей жизни, Он говорит: «Ты не имеешь надо мной никакой власти».
И Пилат выводит его к иудеям и говорит: «Вот человек, вот царь ваш». Иудеи столетиями ждут мессию и видят Его самым достойным, величественным, который спасет Израиль от вечного рабства, от вечного унижения, который воцарится, и Его Царствию не будет конца. Из рода в род передается, что жены должны рожать мальчиков, и в одной из семей и родиться этот самый Мессия — Царь Иудейский. Пилат говорит: «Вот ваш царь, вот действительно достойный человек, Богочеловек, из вашей среды, из вашего народа. Именно Он такого мужества, и силы духа, и такой святости, и такой любви, такого смирения и кротости, каких я никогда не видел в жизни, потому что смирение и кротость есть самая высокая форма мужества и силы духа, смелости и отваги. Смирение и кротость — самая высокая, которая есть в природе, отвага». И вот иудеи все равно кричат, видя Господа, видя Его и мужество, и силу, и решимость, и смирение, и кротость, и любовь к людям, когда его упрекают, избивают, клевещут на него, он не злобиться, не обижается, не злословит и не оправдывается, не обвиняет их, что они неправедно говорят, лживо, клеветнически. Они еще более ярятся и кричат: «Распни, распни Его!» И Пилат спрашивает: «Царя ли вашего распну?»* И иудеи, которые ненавидят римского императора, считают его захватчиком, оккупантом, иноверцем, язычником, попирая свою собственную совесть кричат на это вот такие лживые слова: «Нет у нас царя, кроме кесаря»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 19, 15). То есть «римский император — наш царь, а это — не царь».
И первосвященники иудейские, видя что Пилат не хочет менять свое решение о том, чтобы отпустить Господа Иисуса Христа, чтобы спасти ему жизнь, тем более, что жена его приходит во время этого допроса и говорит: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него»* (*Св.Евангелие от Матфея, глава 27, 19). Во сне у нее было некоторое откровение, в котором она пострадала и поняла, что это действительно святой человек, святой Божий и что нельзя Его трогать, нельзя Ему делать ничего плохого, иначе будут плохие последствия в жизни. И вот Пилат вновь пытается спасти Господа Иисуса Христа, но иудейские первосвященники, хитрые мудрые люди, приходят и говорят: «Этот человек назвал себя царем и всяк, кто называет себя царем в нашем народе, противится кесарю». Вот так они испугали Понтия Пилата. Что, если он будет покровительствовать некому царю или другому какому-то человеку, который называет себя царем, и будет противник кесарю – императору? На него тогда можно будет доложить кесарю, и тот накажет Понтия Пилата, лишит его званий, почестей, возможно, отправит в ссылку или тюрьму, а может быть на каторгу. И Пилат испугался и предал Господа на распятие иудеям, и войны римские надругались над Господом Иисусом Христом, сняв с Него Его одежды, одев ложно в багряницу. А одежда эта царская, нарядная, ее носят
Цари. И вот, найдя некую красную тряпку, они обмотали Господа Иисуса Христа, и вместо лаврового венка, который носят императоры, они из терня, из колючек сплели Ему терновый венец. И, вложив Ему некую палку в руки, как посох, били по Господу, по Его голове, по Его терновому венцу, шипы которого впивались в Его Пречистую голову. Они и били, и плевали на Него, и карикатурно становились на колено перед императором, и кричали: «Радуйся, Царю!»
И еще Пилат попытался спасти Господа от этой страшной казни, потому что человек умирает на кресте очень долго, умирает от мучительнейшего удушья, потому что вес его тела приходится на грудную клетку. Он задыхается, ему не хватает воздуха, и, чтобы вздохнуть, ему нужно подтянуться на руках или встать на ноги. А руки и ноги пробиты, они страшно болят, пробиты сухожилия, мышцы и очень больно подтягиваться, чтобы вздохнуть. И постепенно происходит отток крови от рук, они ослабевают и перестают слушаться. И еще страшная жара и поношения людей, которые плюют и ругаются над распятыми на кресте. На кресте никогда не распинают свободных граждан, только рабов, только самых презренных преступников. И вот, чтобы спасти от этой самой страшной казни, Пилат приказывает бичевать Господа Иисуса Христа. И бичуют Его воины плетками со многими жилами, в которых загнуты металлические крючки, и когда бьют ими человека, эти крючки вырывают мясо. И у человека происходит страшная потеря крови и очень редко, в единичных случаях, человек выживает после такого бичевания. И вот Пилат в надежде, что воины забьют Господа Иисуса Христа до смерти, чтобы Он умер быстро, а не так долго и мучительно, как на кресте, приказывает Его бичевать.
Но Господь выживает, потому что Он должен умереть именно на кресте, чтобы мы имели вот такое знамение своего спасения, чтобы мы, когда глядим на крест, видели как Господь расправил Свои Пречистые руки и летит над миром, как Он обнимает каждого из нас, как Он прижимает
нас к своему окровавленному и пробитому сердцу. Крест — это как знамение у Моисея в пустыне, когда еврейский народ погибал, когда его жалили ядовитые змеи, и люди умирали. «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»* (*Книга Числа, глава 21, 8-9). И вот это промыслительное событие Распятия Господа нашего — это тоже знамение, пророчество о том, как нас будет спасать Господь. Он будет спасать нас, распявшись на кресте, и каждый, который взглянет на этот крест, приложится к нему — будет спасаться от тех змеев и демонов, которые нас кусают исподтишка, подползают, когда не слышно нам, и вливают в
наши души смертоносный, убийственный для наших душ яд греха.
Вот Господь дал нам такое крестное знамение, Крест Свой честный — как оружие на дьявола, как спасение для наших бессмертных душ. Он берет крест свой израненный и окровавленный и несет его на Голгофу на Лобное место, где и распинается с двумя разбойниками — один справа, другой слева от него находится. И вот один разбойник, который слева, весь озлобившийся от своих грехов и не раскаявшийся, вместе с теми людьми, которые беснуются вокруг креста, хулил Господа нашего Иисуса Христа и с издевкой говорил: «Спаси себя и нас, если ты спаситель израильского народа, и чтобы мы все сошли со креста и были живы». Он говорил и прочие глаголы безумные, понося Господа. А тот разбойник, который справа, урезонивал его и «говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»* (*Св.Евангелие от Луки, глава 23, 40-42). Вот такие слова сказал благоразумный разбойник, которые мы все должны написать на скрижалях своего сердца и говорить каждый день Господу — и просыпаясь, и в течении дня, и уходя ко сну: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» Господь отвечает этому разбойнику: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»* (*Св.Евангелие от Луки, глава 23, 43).
И вот, братья и сестры, первым же жителем Царства Небесного стал этот разбойник, который большую часть своей жизни совершал преступления, злодеяния, причем такие, которые достойны смертной казни, и он попал в Царствие Небесное, потому что смирился с тем наказанием, которое ему Господь через людей определил, вот эту казнь
со смертными муками. Он не озлобился, раскаялся от всего сердца во своих грехах и получил прощение от Господа, ибо каждый кающийся и просящий прощения от Господа получает это прощение. И еще он со смирением попросил Господа помолиться о нем — не с гордынею, он попросил даже не спасти его, а смирился настолько, что сказал: «Господи, ты хотя бы вспомни обо мне в Царстве Твоем Небесном, где я буду в аду за свои грехи, вспомни и помолись обо мне, чтобы мне как-то получить утешение, находящемуся в аду всю свою жизнь». Каждый человек, который грешит и борется с Богом, находится в аду и здесь, на земле, и в вечности, если не раскается. И Господь говорит разбойнику: «Нынче же, сейчас будешь в раю».
Вот поэтому, братья и сестры, мы должны с вами посмотреть на этого благоразумного разбойника и сказать самим себе, мы должны стать таким как он — не по грехам его, не по преступлениям, а по его смирению и покаянию. Мы с вами все — разбойники, мы каждый день грешим против Господа, каждый день совершаем те или иные преступления, и если мы не убиваем кого-то, то это по той причине, что мы боимся наказания, тюрьмы, преследований уголовных, а так вот мысленно — в ярости, в ненависти, в обиде, в злопамятности – грешим смело. Очень часто мы такие грехи совершаем мысленно, желаем зла всяческого своим ближним, радуемся, когда какая-то беда происходит, зложелательствуем и злорадствуем и другие многие грехи совершаем, которые убивают душу не чужую, а нашу собственную, которую доверил нам Господь. Прелюбодеяние, пьянство, гордыня завладевают нами, потому что мы живем в мире падших духов, Священное писание сравнивает их с гадами, которые ползают тихо у нас под ногами, и мы их часто не видим, потому что змеи ползают тихо, бесшумно, но быстро. И вот, если этот змей, маленькая ползучая тварь, ужалит человека, человек может очень быстро погибнуть. Господь говорил своим ученикам: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам»* (*Св.Евангелие от Луки, глава 10, 19).
И вот бесы, так же как и гады, ползают вокруг нас и вливают в нашу душу яд. Они предлагают с помощью помыслов какие-то грехи совершить: помысел прелюбодейства забрасывает в наши души, воровства, блуда, убийства, пьянства, помысел не ходить в храм, не причащаться и не исповедоваться. Если мы принимаем эти помыслы, прислушиваемся к ним, эти помыслы нам начинают нравиться, они порабощают нас. И потом мы совершаем те самые грехи, которые сатана нам предложил, и это яд для нашей души. Когда человек совершает грехи, душа его начинает умирать, она не способна радоваться в полноте, она становится раздражительной, немощной, бессильной, и нет сил на молитву и нет сил ходить в храм. Вот поэтому мы не ходим в храм, и не исповедуемся, и не причащаемся, потому что грех отнимает наши душевные силы. Нет сил по настоящему любить, и мы боимся любви. Когда человек изранен грехом и когда он в порабощении сатаны, у него так мало в жизни остается доброго, и он боится это отдать, держится, судорожно стиснув пальцы, за те малые крохи радости, которые у него в жизни остались, те малые крохи свободы. Он боится, что если пойдет в храм, то те малые крохи радости и отдыха заберет у него Бог, потому что сатана ему эти мысли внушает.
Человек не знает, что, придя в храм на исповедь и причастие, он, наоборот, освободится. Он очистит свою душу бездонную, и туда можно будет вместить очень многое — много любви, много радости, много спасения, много покаяния и других даров духовных. И поэтому же мы все изранены этими ядовитыми гадами, бесами, которые предлагают нам грехи, но у нас с вами есть спасение — Крестное знамение. Вот это оружие, которое дал нам Господь. Мы с вами накладываем на себя крестное знамение, молимся Господу, прикладываемся с благоговением к святыням церковным – Кресту Господнему, святым иконам, святым мощам, и душа наша исцеливает, и душа наша уже не погибает больше. Она обретает духовную силу, чтобы противостоять искушениям, грехам и скорбям и находит в себе мужество и силу придти в храм и на исповедь, и на причастие, благодаря силе крестного знамения, благодаря вере в Господа нашего Иисуса Христа, который спасает нас, распинаясь на Кресте.
Еще в нас есть та сила, которая явилась в разбойнике благоразумном. Эта сила дана нам, мы должны взыскать ее, искать от Господа и просить ее — сила покаяния. «Мы достойное по делам нашим приемлем», т.е. мы получили достойное за грехи наши. И вот человек, который кается во грехах своих, просит у Господа прощения этих грехов, приходит в храм на исповедь, может попросить сначала помощи у Бога, перекрестившись, помолившись, восприняв эту силу духовную, отогнал от себя бесов, которые говорят: «Не ходи в храм, Бог у тебя в душе, в храме только деньги -ни благодати, ни спасения». И человек отгоняет их силою крестного знамени, может отогнать молитвою, крестясь, прося помощи Божией, понимая, что это только порабощение души и гнусные наветы сатанинские. И отогнав от себя беса и получив какую-то свободу, он должен придти в храм, покаяться во грехах своих, попросить у Господа прощения, перечислить те грехи, которые он совершает, и священник властью, данной ему Православной Церковью, прощает человеку его грехи. И далее во смирении человек должен просить спасения для своей души, и благодати, и радости: «Господи, помяни меня во Царствии Твоём», «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня, грешного» — читая Иисусову молитву, «Боже, милостив буди мне, грешному», читая молитву мытаря и другие молитвы. Он должен читать и причащаться во все дни жизни своей земной Тела и Крови Господней, которые Он нам дал на Тайной вечери, — причащаться во спасение наших душ.
И вот так и делать надо — распинаться вместе со Христом на горе Голгофской, терпя скорби, терпя искушения, терпя труды, которые надо нести обязательно, смиряя свою горделивость, понуждая себя на молитву, на Богослужение, на исповедь и причастие, несмотря на сопротивление нашей греховной немощной человеческой души, распиная себя, делая себя бездвижным по отношению к греху. Распятый человек пошевелиться не может, ноги руки прибиты — вот так и мы должны распяться к заповедям Господним, говоря, что грех мы совершать не можем, поскольку мы не имеем силы пошевелиться. Распинаясь со Господом, мы должны распинаться всю свою жизнь: от начала и до последнего вздоха и каяться в грехах своих, которые все равно мы будем совершать по немощи своей, и говорить: «Господи, достойное по делам моим приемлемо». И будем молиться и просить Господа о спасении: «Помяни меня, Господи, во Царствие Твоем».
И, если мы так и будем жить, распинаясь со Господом каждый день своей земной жизни, исполняя заповеди Его, борясь со своей немощью, каясь и исповедуясь в грехах своих, причащаясь Телу и Крови Господней и смиряясь при этом, не считая все свои труды ни во что, не гордясь ими, и прося Господа, чтобы Он спас и помянул нас в Царствии Своем, то мы веруем, что через распятие со Господом мы и воскреснем с Ним в вечную жизнь со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!