Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Спаси нас, Господи! Отцы, матери, братья и сестры, спасибо за ваши святые молитвы!
Сегодня Православная церковь празднует память преподобного Никона Сухого Киево-Печерского. Этот подвижник благочестия родился в городе Киеве в семье знатных и богатых родителей. Очень рано он оставил все свое богатство, все возможности каких-то мирских радостей, которые даёт людям богатство, все оставил и ушел в Киево-Печерский монастырь. Он принял там монашеский постриг, ибо увидел и понял, что в жизни самая настоящая радость, самая великая радость — это жизнь с Богом, а не с деньгами, и Бог возрадует человеческую жизнь так, как деньги возрадовать никогда не смогут. Деньгами и славой, карьерой, властью нельзя купить такую радость, как ту, в которой человек пребывает в соединении с Богом, соединяясь с любовью, соединяясь с терпением, соединяясь с Отцом Небесным.
Человек, который забыл о Боге, отодвинул Бога из своей жизни на десятое место, говорит: «У меня Бог — в душе. Я потом буду заниматься спасение души». Этот человек никогда не ощущает настоящего счастья. Сколько бы у него не было денег, какой властью он бы не обладал, он всегда несчастлив, всегда духовно голоден, всегда у него какие-то нестроения в жизни, всегда он что-то ищет. И, конечно, в конце жизни он понимает, что сделал неправильный выбор, что следовало поставить Бога на первое место, тогда можно было бы и карьеру делать, и деньги зарабатывать, но главное — это служить Богу. Служа Богу, человек обретает истинное счастье в радости спасения.
А вот Никону это было открыто из начала, из его детства. И поэтому в раннем возрасте он оставил все — богатство, славу, честь, почет и фальшивое уважение, которое эти деньги дают, — и пошел в монастырь. В добровольной нищите Христа ради он служил Господу в Киево-Печерской лавре и великую радость получал. И вот произошло татарское нашествие в 1096г от Рождества Христова. Половецкий хан Боняк многих пленников из Киева захватил, наших братьев православных. Он напал и на Киево-Печерскую лавру и многих иноков увел в плен, в том числе и преподобного Никона. И вот когда преподобный Никон находился в плену, его родственники, богатые и влиятельные люди, предложили внести за него выкуп. Но Никон отказался от этого, сказав, что если Бог попустил вот такое искушение, вот такую скорбь, то нужно ее понести, и когда получит человек плод духовный, тогда Господь Сам, Своею властью избавит человека от скорбей.
Вот так и мы, те, которые бегаем от скорбей в своей жизни, мы бегаем от встречи с Господом. Неся всю жизнь скорби и искушения, мы должны понимать, что они попущены нам Господом для чего-то. Может быть, нашего человеческого разума мало, чтобы понять, для чего Господь попустил эти скорби. Но у нас есть вера, которая наш разум расширяет до пределов Вселенной, вера, которая делает нас необыкновенно мудрыми, потому что когда мы веруем, мы принимаем мудрость Божию в свою маленькую человеческую мудрость, и тогда наша мудрость становится необыкновенно большой. И вот человек, который не понимает, зачем человеку скорби, не должен роптать и возмущаться: «Господи, за что ты меня наказал?» Такого вопроса вообще не должно быть. Этот вопрос стоит только у духовно слепых людей, которые возгордились и считают себя лучше всех, считают, что у них нет грехов, считают себя равными Богу, потому что только Бог без греха. «За что нас Бог наказал? Нас не за что наказывать?» — вопрошают они. За наше маловерие, за нашу гордыню, за нашу постоянную вороватость, ворующую славу Божию. Ведь мы все время пытаемся присвоить себе те добрые дела, которые совершаем, хотя это милость Божия, это благодать Божия, если мы что-то благое совершаем. Мы, все время хвастающиеся, превозносящиеся люди, маленькие добрые дела раздуваем до космических масштабов и уменьшаем космических масштабов грехи наши, которые мы совершаем каждый день, до мизерных и невидимых.
И поэтому есть, за что нас наказывать, но Господь нас не наказывает, Он хочет с нами встретиться, Он хочет войти в нашу душу, в наше сердце, в нашу жизнь. Именно поэтому Он попускает скорби, чтобы мы благодаря этим скорбям оторвались от постоянного смотрения в грязное черное зеркало, в котором мы отражаемся искаженно, искривленно, в фальшивое зеркало, которое показывает наши души великими и сияющими, красивыми, а на самом деле души наши черны, грязны и греховны. От постыдного самолюбования хочет оторвать нас скорбями Господь, от безбожия, от того, чтобы мы не искали счастья там, где его нет — в деньгах, карьере, славе, во взаимоотношениях с людьми. Но, если мы встретимся с Богом и с Богом придем обратно к людям, к карьере, к зарплатам и ко всему в своей жизни, тогда будет счастье, и мы с Богом будем вместе все приобретать и с Богом богатеть.
Господь хочет нас оторвать от безумия, несчастливости, от пустоты и суетных страхов, при которых — плюют через плечо, стучат по дереву или наряжаются в костюмы особенных цветов на Новый год, чтобы весь год быть счастливым. Вот от этого безумия хочет оторвать нас Бог скорбями, чтобы мы протрезвели. Скорби — это отрезвление для нашей души. Это такое состояние души, когда человек, не понимая для чего они, говорит: «Господи, это все от Тебя, для того, чтобы я вразумился, вспомнил грехи свои и пришел в церковь на покаяние, чтобы исправить грехи свои, и для многого другого. Я не понимаю, для чего скорби сейчас, но я понимаю, что они от Бога исходят. И я пойму потом, зачем были эти скорби, обязательно пойму, если верую, что они от Бога исходят на благо души моей».
Точно так же Никон Сухой, преподобный Киево-Печерский, находясь в плену, понимал: зачем сейчас суетиться, зачем сейчас искать деньги, какие-то кривые пути, чтобы избавиться от этих скорбей? Надо их понести до конца. Раз Бог их дал, значит, Бог от них и избавит. Не деньги, не родственники, не связи избавят от них, а тот, кто их дал, — Бог.
И вот Никон отказался от материальной помощи и пошел дальше прямо к Господу, к встрече с Господом, хотя многие из нас в скорбях кривят душой, убегают куда-то в дебри, говоря: «У меня Бог в душе». Они начинают искать, как решать эти скорби — деньгами, связями, то есть свернув с пути спасения. Они побежали плутать по пути, где нет спасения, где пустота, и вот их встреча с Господом не произошла. Так они убежали от этих скорбей. И вот насколько наша жизнь преисполнена чудесами, если мы можем потерпеть эти скорби с верой и упованием на Господа Бога и с благодарением, безропотно. И тогда мы видим, что более и более проявляются в нашей жизни чудеса, и все более и более проявляется в нашей жизни Господь, потому что Бог идет путем скорбным. «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте»* (*Евангелие от Марка, глава 14, 34). И человек, если он идет путем скорбным, там, на этом пути, и встречается с Господом.
Преподобный Никон действительно претерпевал суровые скорби, отказавшись от выкупа. Хозяин его, который завладел незаконно его жизнью, его телом, его временем, понял, что надежда на материальное обогащение рушится, и люто озлобился на Никона. Мы часто озлобляемся на тех людей, которые не могут нам принести никакой выгоды. Мы хотим от них что-то получить, а они не дают. Мы злобимся на них, ненавидим, осуждаем, начинаем их мучить, нападаем. То же происходит в семье, когда жена что-то хочет получить от мужа, а он не дает. И так же муж озлобляется на жену, если она ему не дает того, что он хочет. А это происходит потому, что они хотят получить своё не по воле Божьей, а по своему греховному устремлению, удовлетворению каких-то своих низменных потребностей, по своеволию и по гордыни. Так они злобятся, ссорятся и расходятся из-за того, что не получают от человека то, что хотят.
А надо в этой ситуации просто отсечь свою греховную волю и сказать: «Если мне не дает человек то, что я хочу, значит я должен получить что-то другое — не от него, а от Бога. Надо развернуть свой разум человеческий, свою греховную душу от своей корысти, от того, что я люблю получать какие-то земные корысти, выгоды. Я получал бы награду от Бога, а что я бы получал от Бога — вместе с этим человеком, находясь рядом? Благодать, любовь, мир, помощь Божию я получу, если этому человеку буду служить, а не буду заставлять его, не буду вынимать из него, не буду продавать этого человека, чтобы получить материальную выгоду, не буду потрошить его кошелек, его душу, не буду делать усилия, чтобы получить какие-то услуги от него, доказывая, мол, ты обязан или ты обязана, но служа этому человеку я получаю благодать».
И вот хозяин озлобился на Никона преподобного, потому что не мог его продать. А Никон не злобился на хозяина, терпел смиренно все, что было ему уготовано. Хозяин суетно начал делать ему пакости, даже подрезал ему сухожилия, чтобы он не сбежал, чтобы у него болела нога. На такое может пойти человек во греху живущий. Он живет во всяких суетных страхах, боится за свое имущество, за то, что кто-то может от него сбежать, что-то могут отнять, что-то будет потеряно. У него многие страсти, на которые сатана воздействует, — жадность, сребролюбие, гордыня и обиды, алчность. Хозяин не мог воздействовать на Никона, хотя подрезал ему сухожилия, чтобы он не убежал, избил его. Но Никон благодарил Бога и не злобился на хозяина, а сатана озлобился на Никона, что не мог его достать ни злобой, ни обидой, ни ненавистью — ничего не мог он вызвать в душе Никона.
Тогда сатана эти пороки начал вызывать в душе хозяина, чтобы тот еще сильнее нападал на Никона. И хозяин выбрасывал Никона с больными ногами, в кандалах, не могущего передвигаться, избитого, иссеченного, зимой на холод, а летом на страшную жару. Никон все терпел, благодаря Господа. Он не искал кривых путей — убежать от скорбей, спрятаться, или в бутылку спрятаться, или в выкуп какой-то спрятаться, чтобы впоследствие, обретя свободу, спрятаться в греховные плотские удовольствия. Он прямо шел ко Господу, и Господь явил то, для чего все это было, явил великие чудотворения, которые Никон совершал. Дано было преподобному молитвой своей исцелять других страждущих пленников, которые находились в татарском плену. И не только исцеление подавал Никон, но и утешение страждущим. Господь привел его в это место, в эти физические, нравственные и духовные страдания, чтобы с ним встретиться и возрадоваться с ним радостью великою, и чтобы через него возрадовать и тех людей, которые находятся в мучительном плену. Господь встретился с Никоном, чтобы через него сказать: «Люди, в плену находящиеся! Ваше счастье — не служить деньгам, карьере, а служить Господу, быть с Богом. Вот это радость! Может быть, только через плен вы увидите, кто такой Господь».
Самый страшный плен — это плен духовный, когда вы ходите по родной земле, и вокруг сияют золотые купола, колокольный звон, а вы в храм зайти не можете, говорите, что у вас Бог в душе и что нет времени. Каждый день, идя к могиле, к вечности, к Страшному суду, в храм зайти не можете, потому что в плену духовном находитесь. Вы хотите помолиться, но не можете — сатана отвергает вас от молитвы, загоняет вас и говорит: «Врите, что священники виноваты, что вы не молитесь, и что верующие виноваты!» Хотите придти на воскресную литургию, но не можете, потому что в духовном рабстве находитесь: хотите не злобиться, но злобитесь, хотите не обижаться, но обижаетесь, хотите не завидовать, но завидуете. Каждый человек, которого Бог не освободит, в плену находится, а Бог освободит только тех, кто поработит себя волей Божьей. Поработивший себя волей Божьей, человек становится свободным. Исповедоваться и причащаться — это и означает — поработить себя волей Божьей.
И вот, благоденствует человек, с колбасой во рту, с набитым туго кошельком, имея то, к чему он стремился, к этому богатству, благополучию, но все равно глаза его грустные, несчастливые, и он несчастливый, и на душе у него черно. И опять он проходит мимо храма, снова и снова, в сотый и тысячный раз, опять ищет оправдание. Тогда как освободить его от рабства духовного, как эту встречу с Богом ему организовать? Только скорбями великими. Вот этими скорбями и был плен, война или болезнь тяжелейшая. Иначе как же вырвать, чем еще вырвать его из трясины духовной, в которой утопает он? И вот, может, только в плену, или на войне, или когда кто-то умирает из близких или когда ты сам умираешь от болезни, ты можешь увидеть Господа, Его благость и любовь, Его утешение, Его распятие за тебя каждую секунду. И поэтому скорбь есть великое благо для человеческой души, погибающей во грехах.
Преподобный Никон истово молился, утешал, наставляя тех людей, которые находились в плену. Будучи монахом он и в плену служил людям и нес им Христа, и с Христом они встречались и обретали спасение, обретали любовь, обретали молитву, обретали открытие глаз души своей: «Господи! Как я был слеп, ходил тоскливо по земле своей родной, где храмы золотые сияют! Зачем же я Господа изгонял каждый день в своей жизни? Ведь с Господом так хорошо, так благодатно, ведь любовь Его — истина и счастье чистых душ!» И вот Никон исцелил молитвой ко Господу пленников. Он даже исцелил своего хозяина, который увечил его, резал сухожилия и выгонял больного на мороз и жару. Даже мучителя своего исцелил Никон, потому что быть с Богом во всем – значит, быть в радости, быть в любви, быть без обиды, быть в прощении, терпении, смирении и кротости.
И вот однажды молитвами угодников Божьих, основавших Киево-Печерскую Лавру, преподобных Антония и Феодосия, Господь послал преподобному Никону избавление. И явился ему Евстратий, преподобный Киево-Печерский, который ушел ко Господу за много лет до жития Никона, и сказал ему: «Ты будешь освобожден». И когда Никон находился в кандалах, избитый и израненный, он внезапно исчез перед всеми людьми, пленниками, теми людьми русскими, которые в плену показывали великую силу Божию. Он исчез и остались только слова: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних!»* (*Псалом 148). И преподобный Никон чудесным образом появился во время Божественной литургии в Киево-Печерской лавре, мгновенно перенесенный благодатью Божию. Вот такие чудеса происходили в его жизни, потому что он не искал кривых путей и избавления от скорбей, а шёл прямо и принимал с любовью и смирением все скорби, которые Господь давал ему. Преподобный Никон встретил Господа и увидел Его так очевидно, так чудесно, он много раз видел Его в своей жизни.
И в этот раз преподобный Никон так чудесно оказался среди братии на Божественной литургии в Храме Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской лавре — весь израненный, исхудавший, с подрезанными ногами, в кандалах, кровоточащий, но радостный, светлый, и с Богом все время стоящий, держащий Его за ризу Его светлую. Он хотел укрыться от братии и не рассказывать, какие великие чудеса с ним происходили, но игумен и братья настояли на том, чтобы он рассказал обо всем. Преподобный Никон все рассказал и впоследствие получил прозвище Сухой, потому что в плену он был измучен татарином, озлобившимся, что не смог продать живого человека за деньги, а кормить его нужно бесплатно, и поэтому он мучил его и кормил очень плохо, морил голодом так, что Никон весь высох. Но вместе с тем, что он был весь изранен и измучен, был сухим, изможденным от голода, он был человеком духовно сильный, молитвенником, показывая пример братии стойкости духа. Преподобный Никон благодарил Бога за все происходящее в его жизни и не искал кривых путей и убегания от скорбей — то в бутылку, то в деньги, то в порочные связи — как делали многие люди во все времена. Тем самым он показывал братии, что скорби и страдания в нашей жизни душеспасительны, ведут к избавлению от страстей. Этот путь привел Господа на Голгофу, на распятие и — к Воскресению, в вечную жизнь.
Спаси, Господи! Братья и сестры, давайте и мы сегодня помолимся Господу нашему Иисусу Христу и попросим ходатайства преподобного Никона Сухого Киево-Печерского, дабы он исходатайствовал нам от Бога мудрость, чтобы мы понимали: самое страшное пленение наше — это наши грехи и страсти. Да, виноваты мы, что не ходим в храм, виноваты мы, что добровольно одели кандалы пленения. Раньше мы не были горделивы, раньше мы не были злобны, раньше мы не завидовали, не воровали, не осуждали — это было в детстве, это было в малом количестве в нашей жизни. Теперь этого много, теперь это цепи, которые разорвать мы не можем, и сатана дергает за них. Мы часто бурчим, ропщем, возмущаемся. В этом и есть наше несчастье.
Но мы должны с вами знать, что всегда рядом с нами стоит Господь Иисус Христос, который хочет нас избавить от этих цепей и страдания. И Он хочет укрепить нас скорбями в нашей жизни. Он призывает нас потрудиться, напрячься еще больше, приглашает нас на воскресную литургию в соседний храм, послушать колокольный звон. Господь призывает получить от Него помощь, говорит: «И за малую свечку за рубль Я большие дела в твоей жизни делаю. Потрудись! Сделай хоть что-нибудь! Приди в храм, воцерковись, начни служить Мне, начни бороться со грехом». А человек все откладывает – нет, потом, завтра, послезавтра, сейчас посплю. Леность берет верх. И вот так Господь много раз уговаривает, а мы все идем в погибель. И вот тогда Господь попускает в нашу жизнь скорби и болезни, чтобы мы вырвались из них, чтобы мы возопили: «Господи! Ничто помочь мне не может — ни деньги, ни связи, ни карьера, ни должность – все то, на что я так сильно уповал. Только ты мне можешь помочь!»
И так бывает в нашей жизни, что скорбящие люди доходят до Господа в храм, просят Его помощи. Если милость Господа такова, что скорбь эта длинная, долгая, тогда мы успеваем воцерковиться, просить Господа о помиловании, привыкнуть к духовной жизни, увидеть, что в ней есть великое счастье пребывать рядом с Богом. Можно успеть переоценить все ценности, отбросить грехи своей предыдущей жизни — как змея снимает свою шкуру, так сбросить с себя те ценности, которые считал важнейшими — деньги, карьеру, блуд, превозношение над людьми. Приходит понимание, какая это мерзость для души, как это ранит душу, и как душу наполняет молитва, любовь, исповедь и причастие, строительство православных храмов, милосердие, доброделание.
И чем смиреннее мы терпим скорби, тем больше чудес мы в жизни встречаем, потому что все скорби мы встречаем вместе с Господом. Именно Он посылает нас на эти скорби, держит за руку нас, а мы должны держать Его за ризу Его светлую и никогда не отпускать, призывая Его к помощи, потому что силы наши немощны и слабы. И тогда молитвами преподобного Никона Сухого мы претерпим все скорби, и появится стойкость в нашей жизни. Если не будем убегать по кривой дорожке, тогда и будем с Богом пребывать, все больше и больше будем освобождаться от оков и уз греховных, все сильнее будет нас переносить Господь из плена вавилонского в святое место, в святой православный храм, в Киево-Печерскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру, в Дивеево и в Святой Иерусалим – и духовно побываем, и телесно. В этой жизни мы свободными будем с Богом, со смирением и покаянием, если в храм святой сможем придти, и остаться в нем, и служить в нем Господу, избавившись от уз и оков греховных.
Помоги нам, Господи, ходатайством и предстательством святых угодников Божьих, преподобного Никона Сухого Киево-Печерского и всех святых избавиться от плена греховного и освободиться от него уже в этой греховной земной жизни и стяжать любовь, и спасение, и вечную жизнь со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!