+7 (978) 708-11-97 звонить после 18.00 по Московскому времени.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

Дорогие братия и сестры!

Сегодня мы читали Евангелие от апостола и евангелиста Марка, в котором идет рассказ о том, как, придя в Капернаум, Господь спрашивает учеников своих: о чем вы состязались, когда шли сюда? То есть, о чем вы спорили? Ученики молчали, наверное, им было стыдно. «Они же молчаху: друг ко другу бо стязашася на пути, кто (есть) бОлий?»* Кто из них более угоден Богу, кто из них светлее, кто праведнее, правильнее, кто больше служит Богу? Тогда Господь усадил двенадцать учеников своих и сказал: «аще кто хощет стАрей быти, да будет всех менший и всем слуга»* (*Св. Евангелие от Марка, глава 9, 33-35).

Так вот, братья и сестры, действительно, в нашей жизни, есть многие заложенные Богом дары духовные, которые помогают нам спасать душу свою, совершенствоваться духовно, становиться лучше. И один из этих даров — это бесконечность человеческой души. Ведь человек создан по образу и подобию Божьему. Бог бесконечен, и человек тоже. И вот, эта бесконечность человеческой души требует наполнения. Она не может жить в пустоте. Поэтому в нашей жизни всегда происходит так, что человеку всегда мало того, что у него есть. Мало, хочется большего. Человек всегда стремится к большему. И мы с вами должны знать, что человеческую душу наполнить невозможно, она бесконечна.

Вот, например, есть у человека определенная сумма денег каких-то. Он думает: «Мне бы в два, в три раза больше, и я наполню свою душу, и буду счастлив. Все куплю, что хочу, все проблемы решу.». И вот, когда у него становится в два-три раза больше денег, он видит, что снова несчастлив, снова не хватает чего-то. И он думает: «Ошибка моя была не в принципе, не в подходе к проблеме наполнения души, а в цифре, в нуле. Добавить еще один нуль к сумме, и тогда, наконец, душа станет счастливой». Человек добавляет еще один нуль к сумме. И опять обнаруживает, что душа не стала счастливой. Он стремится к еще одному нулю, начинает удручаться завистью: «Вот у меня пять нулей в кошельке, а у другого шесть нулей!». Человек начинает завидовать: «Наверное, тот, другой, кто богаче, счастливее, чем я. Его душа наполнена, у него есть счастье». Но другой нисколько не счастливее, чем он. Ибо сатана клевещет и лжет, чтобы человек завидовал, мучил душу свою.

Что же может наполнить бесконечную человеческую душу до конца, без остатка? Это только еще бОльшая бесконечность, чем человеческая душа. Все деньги мира, даже если их все собрать, какие есть, и отдать одному человеку, не наполнят человеческой души. Деньги конечны, сколько бы их ни было — подвал, полный денег; город, заваленный этими резанными бумажками, — все равно, приходит им конец. А человеческой душе не приходит конец. Если отдать ей все деньги, она скажет: «Ещё хочу! Мало мне. Не наполняет это душу мою.». Что же может наполнить душу человеческую, сделать так, что душа скажет: «Хватит. Мне хорошо. Я счастлива»? Только бОльшая бесконечность, чем человеческая душа. А бОльшая бесконечность есть только одна — Бог. Только Бог может наполнить душу так, что она станет счастливой, и только Богом надо наполнять душу свою. И только Бога надо стяжать, в первую очередь. А Бог есть любовь. То есть, любовь может наполнить человеческую душу полностью, без остатка. Только любовь может сделать так, что человек скажет: «Я счастлив. Мне больше ничего не нужно. Для меня самое главное — любовь. А все остальное — деньги, с тремя, или с пятью, или с пятнадцатью нулями, — какая разница? У меня есть больше».

Так вот, братья и сестры, этот дар стяжевать бОльшего дан человеку для того, чтобы он все больше стяжевал любви, стяжевал благодати, становился все счастливее и счастливее. Мало любви — хочу больше. Значит, нужно больше молиться. Мало любви — хочу больше наполнить себя Богом. Значит, причащаться надо чаще, исповедоваться, строить храмы, раздавать милостыню, больше добрых дел делать. Вот человек, который сюда направляет свою жажду бОльшего, он действительно становится все счастливей и счастливей, его душа наполняется.

Но, если человек не слушает Бога, не слушает церковь, монахов, священников, которые знают, как найти дорогу к счастью, а слушает того, кого не надо слушать — врага, сатану, который лжет. «Нет, — говорит сатана, — врут все священники! Врет Бог! Тяжело будет тебе, трудно. Брось! Иди лучше деньги собирай. Соберешь денег — будешь счастлив. Один, два, пять, десять нулей…», — заставляет всю жизнь собирать все больше и больше денег. И человек ползает, собирает деньги, а, вместе с деньгами, он собирает грехи многие. Его душа становится все более и более несчастной, израненной. Потому что грехи — это раны для души. Каждая гордыня, каждый обман, каждое воровство, каждая ненависть, каждая зависть — это раны для души. Душа человека становится израненной. А может человек быть счастлив, когда у него болит? Не может он быть счастлив. Может он думать о чем-то другом, когда у него боль? Не может. А душа болит гораздо сильнее, чем тело. Она болит от злобы, ненависти, блуда, зависти, сребролюбия, злопамятства — от всего того, что порождает наша гордыня. Когда мы с вами ревнуем не о спасении души, не о том, чтобы больше исповедоваться, причащаться, а ревнуем о том, чтобы превозноситься над людьми, мы становимся несчастливее. И вот это превозношение, эта пустая гордыня губит каждого из нас — чтобы выхолостить нашу жизнь, чтобы зерна и пшеница стали плевелами, чтобы нельзя было получить пшеницу из зерен, то есть по плодам нашей жизни, чтобы ничего хорошего получить нельзя было, чтоб были одни плевелы, чтобы мы пустой надутостью друг перед другом раздувались, какими-то нарезанными бумагами. Или если бы гордились друг перед другом детьми, внуками, или работой, или страной, ну хоть чем-то, лишь бы над кем-то превозноситься.

И вот, точно так же и апостолы шли и думали: «А кто же из нас лучше перед Богом? Кто из нас выше? Кто из нас богоугоднее?». И тогда Господь собрал апостолов, усадил и сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою»* (*Св.Евангелие от Марка, глава 9, 35). То есть, бОльший перед Богом и перед людьми, перед истиной любой — это человек, который всем служит. Он каждому человеку приносит в дар свою жизнь, отдает свое время, свои силы, свои способности, свою любовь, свое внимание, свое сердечное тепло. Этот человек имеет больше сил, чем другие. Потому что чем больше он служит людям и через них служит Богу, тем больше он становится, тем больше в нем любви, тем больше в нем радости, милосердия и прочих духовных даров.

И поэтому мы с вами должны не превозноситься нарезанными бумажками, автомобилями, домами, одеждой или еще какими-нибудь пустыми надутыми дарами. Мы не должны превозноситься детьми или внуками — все это есть дар Божий, а, более того, есть еще ответственность перед Богом за их воспитание в вере православной. А мы должны стараться быть всем слугами, всем служить, каждому человеку, исполнять их просьбы, помогать и тратить свое время, свою жизнь на людей. Не только ради того, чтоб деньги с них получить, но, в первую очередь, для того, чтоб послужить Господу и получить любовь. Ибо тот, кто служит, тот и любит.

И вот, в сегодняшнем Евангелие есть далее — Господь берет маленького мальчика, отрока и говорит: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня»* (*Св.Евангелие от Марка. Глава 9, 37). То есть, Отца Небесного. И по церковному преданию этот мальчик, которого Господь показал апостолам, был будущий священномученик Игнатий Богоносец, который смело исповедовал веру святую перед императором Траяном, был послан на мучения, которые претерпел с пламенной верой во Иисуса Христа, и был убит. И не только Господь носил его на руках, ставил перед апостолами, но и священномученик Игнатий Богоносец носил в сердце своем Господа нашего Иисуса Христа. Святой мученик непрерывно повторял Имя Пречистого Господа нашего Иисуса Христа, читал Иисусову молитву, призывая Его благодать. По преданию, когда святого Игнатия Богоносца умертвили, из его груди достали сердце, еще живое. А когда его разрезали, то увидели начертанные в сердце слова: «Иисус Христос».

И вот, мы с вами, братья и сестры, должны понять, что означают слова – «служить ближнему своему» и «принять кого-то во Имя Мое». Эта заповедь в ее буквальном исполнении — в том, что человек усыновляет детей. Есть еще много брошенных детей, которые нуждаются в нашей помощи, которые нуждаются в том, чтобы у них были родители, пусть не по плоти, но духовные родители, душевные родители, чтоб они были. И вот, когда человек, знает, что это есть служение Христу, и усыновляет детей, усыновляет их во имя Иисуса Христа. Заповедь исполняется, когда рождает или усыновляют не для того, чтобы было удовольствие какое-то, не для того, чтобы с детьми посюсюкать, с кого поумиляться и чем тешить самолюбие, а детей усыновляют или рождают для того, чтобы понести тяжелый подвиг воспитания ребенка, для того, чтобы понести тяжелый подвиг борьбы с собственными страстями, соблазнами, искушениями. Плохо тебе? Тяжело тебе? На работе тебя унизили, обидели? Придя домой, не сорви зло на ребенке своем, возьми себя в руки. И не совершай против него грехов, не наказывай его напрасно, не бей, не уничижай его. Горделивый ты, не превозносись над ребенком, а смиряйся перед ним. И прочие подвиги духовные мы несем, прежде всего, для исцеления своей души, воспитывая детей и, терпя их немощи, терпя их непослушание, терпя их поврежденность, которая тоже есть в каждом из нас. И, конечно же, этот подвиг дан нам для того, чтобы мы получили благодать от Бога, взращивали в христианской вере, приводя их в храм на причастие, на исповедь.

И вот человек, который принимает ребенка, любого, даже принимает, сам его родив, ибо родить это тоже принять от Бога ребенка, ибо мы не сами рождаем детей, а Бог посылает нам детей, принимает его во Имя Иисуса Христа. И мы принимаем ребёнка не как хозяева его, не как единственные его родители, а во имя Иисуса Христа принимаем ребенка как величайший дар Божий, как вселенную, как то, что больше всей Вселенной — его бессмертная душа. Воспитывайте детей вот так — в страхе Божьем и трудясь над своей душою, смиряясь, борясь со своей злобой, со своим своеволием, стараясь быть для ребенка примером во всем и, в первую очередь, в частой исповеди, причащении, приходе в храм, мы принимаем Господа нашего Иисуса Христа.

Помоги же нам, Господи, чтобы мы с вами, в нашей земной жизни, понесли подвиги служения ближнему своему, не превозносились ничем, своими мнимыми достоинствами, никому не завидовали, но ревновали о стяжании благодати Святаго Духа, ревновали о том, чтобы почаще исповедоваться, причащаться, ревновали о том, что, если мы где-то, может быть, не можем родить ребенка или взять из детдома, то пусть каждый человек будет для нас тем ребенком Божьим, которого посылает нам Господь. Мы принимали бы его. Пусть не на свое кормление, воспитание, но пусть хотя бы принимали его с любовью, слушали бы скорби его и радости, разделяли, помогали бы, чем могли — словом и делом, материально, душевно и духовно, принимали каждого человека во имя Христа.
И, более того, что Господь заканчивает сегодняшнее Евангелие словами, сказанными апостолам: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей»* (*Св.Евангелие от Марка, глава 9, 41). И, тем более, конечно, мы должны принимать тех людей, которые Богу служат, которые жизнь посвятили, отвергнувши сами себя, строительству храмов, апостольскому служению, проповеди о вечной жизни, о вечной любви Божьей и о спасении душ наших бессмертных. И этих людей мы должны принимать и помогать всячески и в строительстве храмов, и в проповеди слова Божия, и рассказе о вечной жизни, о вечной любви Божьей. И, тогда, получим награду уже здесь, в нашей земной жизни, Господь нас наградит, и в Вечности будем со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!