+7 (978) 708-11-97 звонить после 18.00 по Московскому времени.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Дорогие братия и сестры! Сегодня Православная церковь совершает заговенье на Рождественский пост. Он в народе ещё называется Филиппов пост, потому что заговенье происходит в день памяти святого апостола Филиппа.

И вот сегодня мы с вами должны снова обратиться к своей душе и к вероучению святой Православной Церкви и к церковному преданию, и вспомнить о том, для чего же нужен нам пост, что это за установление Церкви, что получает душа, которая, входит в пост, постится, принимает на себя такое установление Матери-Церкви? Какие плоды духовные имеет душа эта и каких плодов душа лишается, которая постов не соблюдает? И вот, конечно, первый духовный плод, который мы с вами получаем, когда начинаем поститься, это плод, который нам дает послушание. Когда мы начинаем совершать пост вместе со всей Церковью, то тогда мы отсекаем свою греховную человеческую волю и волю Божию ставим превыше воли своей человеческой. Тогда начинается Богопознание. Когда человек говорит: «Я уже знаю свою волю греховную. Она вечно влечет меня ко греху, вечно влечет меня ко блуду, зависти, злобе, осуждению, самооправданию и ко всем прочим грехам. А от этого душа моя страдает. Она постоянно подвергается насилию со стороны моей греховной воли». А вот воля Божия никогда не насилует человеческую волю. Разве она неволит душу человеческую? Разве она ломает ее? Нет. Но устами святого апостола и евангелиста Иоанна Господь говорит нам: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»* (*Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис, глава 3, 20).

Господь Сам — творец Вселенной, творец самого человека, творец всего того, чем обладает человек, ведь не мы все это сотворили, что есть в нашей жизни, но дал нам Господь. И вот, Он кротко и смиренно стоит у сердца человеческого и стучит, да откроют ему. И вот, когда человек все-таки находит в себе силы, находит в себе понимание, и открывает сердце, чтобы Господь достучался него, и отбрасывает свою греховную человеческую волю, и начинает исполнять волю Божию — вот тогда приходит многая мудрость к человеку и многое Богопознание. Вот, когда мы начинаем поститься, мы отвергаем свою волю, которая нам говорит: «Вот захочешь наестся мяса, а не сможешь. Ты ведь постишься. Лучше не поститься. Лучше скажи какую-нибудь отговорку для себя, что Бог в душе, или что священники виноваты, что ты не постишься. Они, дескать, плохие, или, дескать, не на тех машинах ездят. И еще какую-нибудь отговорку придумай для поста. Скажи, что посты и вся духовная жизнь — это только достояние, принадлежность пожилых людей, бабушек, а молодым людям нечего поститься. Или еще каких отговорок придумай: что ребенок развивается, и ему поститься не надо; что молодой здоровый человек должен продолжать свое потомство, и ему пост не нужен, и так далее».

Отговорок можно придумать себе очень много. Но, если человек действительно пойдет по пути этих отговорок, по пути этой поврежденной человеческой воли своей, подчиняясь, насилуя душу свою, он так и не узнает, что, оказывается, душа становится счастливой, когда освобождается от гнета человеческой воли, что, оказывается, исполняя волю Божию и отвергая свою греховную волю, мы становимся по-настоящему свободными. Для сатаны, для беса, который мятется в этом мире и нигде не находит упокоения, ближе всего, слаще всего для упокоения — человеческая душа, потому что имеет образ и подобие Божие. И вот, именно к этой душе, к этому огню сатана хочет прислониться, чтобы обогреться, хоть немножко снять несчастье, пустоту и одиночество своей жизни, когда он Бога бросил, перестал Ему служить. И вот, сатана, чтобы все же овладеть человеческой душой, рисует этой душе соблазны разного рода, разные страхи рисует этой душе, разные идеи подает этой душе. И душа, искушаясь, слушая не Бога, а сатану, становится рабой сатаны, рабой бесов. Из-за того, что душа человеческая не слушает Бога, не исполняет волю Божию, она неизбежно начинает исполнять волю сатаны, неизбежно начинает бояться суетных, то есть, несуществующих страхов, неизбежно подвергается тяжелейшему гнету и насилию, неизбежно становится несчастливой. И ни о какой любви речи не идет у той души, которая служит бесам.

И вот, все это узнать, можно наглядно увидеть, когда человек совершает пост духовный и пост телесный. Он отвергает эти страхи, отвергает свою волю, которая говорит: «А вдруг захочу колбасы?» Человек говорит: «Нет. Может, я и захочу колбасы, но воля Божия главнее, она святая, она праведная, она правильная. Если я сейчас не понимаю, для чего эта воля Божия нужна, — значит, пойму потом. Буду поститься». И человек постится. А следующий пост – духовный. Во время поста душа человеческая, помимо свободы духовной, которую дает послушание, отречение от своей греховной воли, радость и смирение перед Богом, еще и совершает следующее открытие — оказывается, чрево тоже является страшным тираном над душою, чрево (наш желудок) это бессмысленное существо. Это просто орган, но он очень часто тиранически владеет нашей жизнью, повелевает нашей душой, нашими мыслями и становится для души настоящим угнетателем. И душа тоже томится, потому что душа должна повелевать чревом, а не чрево душою.

И когда мы отсечем свою греховную волю, исполняя волю Божию и повеления Церкви о посте, вот тогда душа становится главным членом совета, и тогда видит душа и разум человеческий, что, оказывается, чрево можно обуздать и подчинить самому себе. И это тоже великая победа и радость для человеческой души. Оказывается, чрево служит душе, а не наоборот. Оказывается, чрево — это конь, который везет душу, а не наоборот. И когда человек не постится, ему жить очень тяжело, будто он сам везет коня, будто огромный конь сел ему на плечи, и человек его тащит. Это происходит, если душа подчиняется чреву, боится постов и не исполняет воли Божьей. Многих благодатей сподобляется душа человеческая, которая совершает послушание Матери-Церкви и начинает совершать святые посты. И душа христианина, которая уже много лет в Церкви совершает пост, очень хочет, чтобы, наконец, наступил пост, один из четырех великих постов Матери-Церкви — или Рождественский, или Великий пост, или Петро-Павловский, или Успенский. Есть естественная потребность церковного человека, чтобы душа, которая была отягощена за долгое время календарных дней и месяцев, вернулась в состояние внутренней свободы — за послушание Церкви, вернулась в существо радости. И душа, облегчившись от греховных цепей своеволия, послушания чреву, сбросит с себя седло, которое чрево на нее положило. Да, человеческая душа ищет и жаждет поста, ждет и вожделеет его, потому что пост есть духовная новость, счастье и радость для наших душ.

И поэтому, братья и сестры, давайте мы с вами тоже, сегодня, в этот день подумаем: а стоит ли нам отказываться от поста или нет? Стоит нам очередные враки говорить себе, что Бог в душе, или не стоит? Стоит нам опять не узнать о том, что же за счастье такое — в этом посту? Стоит ли нам не узнать опять, в этом году своей жизни, что такое свобода во Христе, что такое благодать, что такое послушание Матери-Церкви? Что такое торжество над чревом своим, стоит нам это узнать? Или опять погрузимся мы в пустоту, подчиняясь своей человеческой воле – туда, куда гоняет воля наша, где нет ничего, ни счастья, ни радости, но одни суррогаты счастья, радости, любви? Или мы попросим Господа, чтобы отогнал от нас суетные страхи, и мы сами потрудимся отогнать их от себя, эти суетные страхи и возьмем на себя послушание Матери-Церкви совершать пост, который нам принадлежит? Попросим помощи Божьей и бесстрашно, с упованием на помощь Божию, и с верою, что воистину так будет хорошо для нашей души и для нашей жизни. Церковь не зря нам говорит – чтобы мы были счастливы.

И, узнав это, и послушав, и поверив в это, мы с вами вступим в пост Филиппов, Рождественский и попостимся светло, приобретая благодать Святаго Духа. И до Рождества пронесем этот пост для послушания Матери-Церкви, а в Рождестве душа наша снова и снова родится для вечной жизни, вечной любви, вечной радости и вечного спасения.

Помоги нам, Господи, чтобы мы всегда в нашей жизни делали правильный выбор, верили Господу, верили Церкви. И тогда, если мы будем верить Господу и Церкви, если будем отсекать греховную волю свою, а творить волю святую, Божию, то действительно будем счастливы, тогда будем радостны, тогда будем по-настоящему любить, и, тогда будем спасены в вечной жизни. Аминь!