Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Спаси Господи! Братья и сестры, спаси Господи! У нас подходит к завершению вторая неделя Великого Поста — самого благоприятного времени для духовного подвига, для стяжания благодати Святаго Духа, стяжания Любви. Это время для того, чтобы мы ещё усерднее посвящали себя Богу, обновили свои души, избавились от грехов. А грехи – это духовные болезни, которые нас тяготят и препятствуют нашему пребыванию с Господом. И вот по уставу святой Православной церкви в течении Великого Поста на утреннем Богослужении на часах перед литургией должно быть полностью вычитано Священное писание Нового завета — все Евангелия. И сегодня мы с вами продолжали чтение Евангелия от апостола и евангелиста Матфея. В нем было было много событий из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В нем был рассказ о том, что Господь очень много проповедовал, очень дорожил коротким временем Своей земной жизни, ведь всего три года его жизни земной была подарено человечеству для Его живой проповеди.
Господь — Живой Бог, Живое Слово, Живая Любовь — жил с людьми, являл людям эту Любовь, являл Слово Божие. Это длилось всего три года, и поэтому Господь гораздо больше других людей трудился, больше Своих апостолов. И когда апостолы спали, Господь бодрствовал и часто переходил из одного места в другое. И есть такое предание. На Святой Земле в Палестине часто бывает страшнейшая жара, и днём там передвигаться невозможно. Там люди днём не работают, просто находятся где-то, отдыхают, спят. А работают они вечером, когда спадет дневная жара. И вот по преданию, Господь совершал переходы между разными селами, весями и иудейскими городами Святой Земли именно в дневное время, когда люди спали. Он переходил от одного города в другой для того, чтобы дорожа каждым мгновением своей земной жизни, донести спасение ещё до одного человека, ещё одному человеку рассказать о Царствии Небесном. Господь совершал все это, не жалея Самого Себя. А своих апостолов Он жалел.
Мы знаем такой эпизод. В сегодняшнем евангельском описании Господь отправил учеников кратчайшим путём, через озеро Геннисаретское*, чтобы они могли отдохнуть, полежать, поспать на лодке, отдохнуть от дневных переходов и подвигов духовных (Св.Евангелие от Матфея, глава 14, 22). Апостолы спали в этой лодке, уже стемнело, а Господь в это время встречался с людьми. Он помогал, воскрешал, исцелял, наставлял, а главное — являл людям Самого Себя, показывая, что Бог есть Любовь, а не меч, постоянно карающий за все наши грехи. Бог есть любовь, Бог есть бесконечное милосердие, Бог есть бесконечное прощение. И сколько не было бы наших грехов – они просто горстка песка, которая бросается. в океан, и океан даже не потревожит. Да, океан бесконечен, гораздо больше, чем горстка песка. Вот такая любовь Божия — гораздо больше, чем океан, бесконечна. А грехи наши — хоть их и много, этих песчинок, – все они утопают в любви Божией, Его милосердии, если мы каемся во грехах своих.
И вот об этом Господь рассказывает людям: не бойтесь Бога, не бойтесь, что Бог вас будет мучить, что Бог лишит вас каких-то радостей, не бойтесь, что Бог сделает вашу жизнь труднее. Некоторые люди боятся стать верующими, потому что возлюбили грехи, возлюбили тьму паче Света, и поэтому они боятся перейти и начать духовную жизнь. Им кажется, что если они начнут духовную жизнь, из жизни уйдёт радость. Вот они возлюбили грех, греховные радости — пьянство, блуд, сквернословие, превозношение, тщеславие, праздность, хвастовство, увеселение. Это их радует. И они боятся того, что если они придут в церковь, покаятся, им будет тяжелее, и в их жизни не будет радости: «Где будет в жизни радость, если не буду блудить, не буду пьянствовать, не буду ругаться, если не буду тщеславиться перед другими, если не будут гордиться? В чем тогда радость бытия? Просто стоять в храме на молитве? В жару и холод терпеть непонятные Богослужения, ещё и на непонятном языке? Если я прихожу в церковь, я уже не смогу украсть, а, значит, умру с голода».
Кажется, украдешь — тебе легче будет в жизни жить. Кажется, не заплатить налоги, украсть, обмануть, не вернуть долг — тогда легче будет жить, тогда слаще будет кусок. На самом деле, всё это неправда, всё это порождение нашего повреждённого человеческого слепого разума, который ещё и научается сатаной через наше сердце. Сатана говорит: «В церкви тебя окрутят, зомбируют, ещё и деньги отнимут на новый «мерседес». И ты будешь в жутком состоянии. А вот со мной будешь счастливым — будем с тобой вместе пьянствовать, блудить, гордиться, хвастаться, ругаться грязными словами. И ты будешь счастлив». Человек, который верит сатане, не знает, что всё это ложь. С сатаной он никогда не найдёт покоя. Наблудившись, нецензурно набранившись, наворовавшись, он становится только духовно болезненней, раздражительней, злобней. Его злоба — это мучение для человеческой души, эта тьма, это чернота.
Человек, живя с сатаной, без Бога, сам становится тьмою, черной злобой. При этом сатана, конечно же, эту злобу хочет покрыть блестящей плёнкой гордыни нашей, говоря человеку: «Конечно, ты добр, и никакого покаяния не надо. А плохие – они». И вот эту злобу свою, которая должна быть направлена на себя, на свои грехи, человек направляет на внешние обстоятельства, на ближних своих, осуждая их, превозносясь над ними. И человек, который сатану слушает, уже не знает, что в церкви все по-другому, чем кажется ему, чем рассказывает ему сатана. В церкви человек бросает свои грехи, борется с ними, но он это делает, потому, что видит, что без грехов ему жить гораздо легче. Без грехов человек становится свободным, без грехов человеческая душа наполняется благодатью Святого Духа, любовью, смирением и кротостью. А когда отправляются эти грехи в ад, они возвращаются они с ещё большей силой* (*Св.Евангелие от Матфея, глава 12, 43-45). И тогда человеческая душа, ожившая в церкви от благодати исповеди и причастия, особенно больно чувствует эти грехи, особенно сильно они её мучат. Ещё более необходима потребность для души такой в исповеди, в покаянии, потому что этот яд греха мучает, ранит, разрывает, жжёт человеческую душу.
И, конечно же, в церкви человек не становится внезапно счастливее. Жизнь его становится в чем-то труднее, потому что снова и снова приходят искушения и рвется наше сердце, все хитрее и хитрее, всё тоньше и тоньше входят соблазны в души наши. Так в духовной жизни мы начинаем взрослеть, а значит, Господь нам все больше открывает наши немощи, наши грехи. Мы сталкиваемся с духовными проблемами все более высокого уровня. И чем взрослее мы становимся, чем духовно больше развивается наша душа, чем тоньше искушения, которые приходят на нашу душу, тем больше нам надо совершенствовать наши добродетели, тем больше нужно учиться прощать обиды. И когда мы ещё подросли духовно, Господь попустит нам еще большую обиду, чтобы мы больше прощали, больше смирялись и больше претерпели. Чем больше мы простим, чем больше мы смиримся, чем больше мы претерпим, тем будет больше любви в сердце нашем — настоящей любви, не того, что люди принимают за любовь.
В миру любовь – это отражение падшего человеческого естества, эйфорическое неадекватное полубезумное состояние. И хорошо всё время человеку. Вроде бы это любовь. А если в таком состоянии вступают в брак, то такая любовь очень скоро проходит. И не остается ничего. А на её место приходит ненависть, потому что человек хочет все время быть в эйфории, получать кайф от самого себя или от того, как ему кажется, кого он любит. Предмет любви на самом деле греховен, несовершенен, и он все время кайф приносить не может — он приносит то грехи, то добродетели, то какие-то характерные сложности. И душа того, кто жаждет постоянного кайфа, начинают мучиться, возмущаются, гордиться, требовать. И всё проходит, испаряется на солнце во мгновение ока. «Якобы любовь» уходит. И тогда – ненависть, дележ имущества, разборки — кто виноват? кто прав? И родители сюда вовлекают, и семья распадается. То, что приводит нас к заключению таинства брака, — это ещё не есть любовь, это ещё не есть святость, это не есть Бог, потому что Бог есть любовь. А любовь — это уже награда, финал наших подвигов, та главная добродетель, которая нас спасает от всего и вводит в Царствие Небесное. Истинна только та духовная любовь, когда ты действительно любишь человека, и людей, и Бога, вопреки всему, вопреки всем грехам, вопреки всем немощам, вопреки всему, что происходит в нашей жизни.
И сатана, который наветует нам на Бога и на церковь, никакой любви нам не даст. А мы будем всегда несчастливы, что бы мы в жизни не приобрели. Если человек живёт без Бога, сколько бы денег у него не было, связей, должностей, каких-то радостей греховных, всегда душа будет несчастлива — душа будет томиться, душа не будет наполнена так, как наполняет ее Бог, так, как наполняет её любовь. Она всегда будет хотеть ещё чего-то, и будет казаться, что ей снова мало, мало, мало – греха, греховных денег, должностей. Нужно все больше, больше и больше. И все время человек будет бежать, словно к миражу в пустыне, никогда не достигая этот мифический, нарисованный на воздухе дворец или оазис. Кажется, вот цель близка. Человек побежит за этим счастьем, за этим оазисом, а никогда его не догнать — сколько не беги, а расстояние между ним и счастьем не уменьшается.
Только Бог есть истина, а сатана есть отец лжи, и он всегда обманывает. И если человек действительно отринет сатану из своей жизни, раскается во грехах своих и падет к Богу, он эту истину увидит. Он поймёт, в чем его настоящее счастье состоит. А настоящее счастье состоит только в единственном — в очищении души, и сердца, и жизни своей от грехов и наполнении своей жизни, души и сердца светом, благодатью Господа нашего, Его Любовью. Вот в чем состоит настоящее счастье. И Сам Господь Бог, будучи Любовью, Счастьем, Радостью, жил с людьми три года, проповедуя, исцеляя, трудясь непрестанно, переходя из селения в селение. Даже когда ученики спали, даже когда было очень жарко или были какие-то другие трудности, Господь приносил людям Свою Любовь, потому что Любовь – деятельна, она созидательна, она совершает любые подвиги, преодолевает любые трудности.
Поэтому спаси Господи, братья и сестры, мы с вами, приходя в духовную жизнь, должны стремиться ко Господу. Но необходимо знать при этом, что стяжание этого самого великого сокровища, самой великой благодати, спасения для души нашей это есть наука из наук, художество из художеств и труд из трудов, всегда превышающий наши собственные силы. Без пастыря, без поводыря, без Христа мы эту дорогу проделать не может. Мы всё время падаем, всё время запутываемся в трёх соснах, всё время ошибаемся, всё время немощствуем. И только Господь может нас вывести из этой немощи, только Господь может опять восставить нас из падений греховных — из той лужи, в которую мы все время падаем,< из лужи греховных удовольствий восставить и снова ввести в Царствие Небесное.
И поэтому, братья и сестры, да вооружимся мы с вами подражать Господу в терпении скорбей, и жары, и холода, и стужи. Потерпим те искушения и скорби, которые придут в нашу жизнь, чтобы показать, в чем мы греховны, в чем наша немощь состоит. А если не придут искушения, испытания – значит, нет экзамена, нет проверки, нет оценки знаний и опыта нашего. Если человек учится, его вызывают к доске, и он отвечает урок, и на экзамене тянут билеты и отвечают на вопросы. Вот точно также этот экзамен, этот ответ на домашнее задание у доски происходит в нашей жизни, когда приходит искушение. Мы часто мним, что стяжали Любовь, мним, что обрели добродетели, мним, что мы смиренны и кротки. Тогда Господь попускает нам человека–укорителя, который укоряет нас — несправедливо, может быть, или справедливо — это не нам судить, потому что правосудие есть Господь. И вот, показывая нашу реакцию на укорение, как мы реагируем на это, мы начинаем осознавать. Мы ещё вчера думали, что мы кроткие и смиренные. А тут укорили нас, и мы дымиться начинаем. Нас чуть-чуть тронули, ещё даже не когтями поскребли, а только пальцами потрогали – а уже мы возмущаемся, уже мы недовольны, уже мы ропщем. В уважаемом человеке, который нас укорил, видим врага.
На самом деле — это нам Господь показывает, что мы горделивы, и никакого смирения у нас ещё и близко нет. И никакой любви тем более тоже нет, потому что Любовь — не ненависть, Любовь — не осуждение, Любовь — не ропот, Любовь — не возмущение, потому что Любовь это святость. А ропот, возмущение и осуждение это есть грехи, несовместимые со святостью. И поэтому спаси Господи, братья и сестры, давайте в эти дни Великого Поста мы с вами все устремимся в святой православный храм, бросим свои греховные удовольствия и ещё раз себе скажем: «Душа моя, ты видишь, что живя без Бога, никогда ты счастья не приобретёшь. Ты всё время бегаешь за миражами, всё время ты пытаешься что-то схватить, и схватить не можешь. И никогда не схватишь, потому что сатана обманывает тебя. Но доверься Богу, Богу истины, Богу любви. Он тебя научит, и Он
тебя наставит, и Он тебя восставит от падений греховных, и Он даст тебе силы — если ты с Богом пребудешь во все мгновения твоей жизни, терпя и укорения, и поношения, и несправедливость».
Примите скорби и искушения как уроки, показывающие наши страсти: «Где сокрытая ненависть? Где осуждение в твоём сердце? Где твой ропот сокрыт? Твои духовные болезни показывает тебе Господь обстоятельствами жизни, людьми, человеческими отношениями, чтобы ты избавился от этих болезней и вошёл в жизнь вечную – очищенный, выздоровевший и уже никогда не болеющий – ни ненавистью, ни осуждением, ни ропотом, ни злословием. И поэтому, душа моя, возблагодари Господа, премудрого Отца и Врачевателя душ наших, который трудится для нашей души, невзирая ни на опасности, ни на жару, ни на холод. Возблагодари Господа и принимай эти уроки духовные, пока ещё есть время. В нашей земной жизни укорили тебя – возмутился, пороптал, поосуждал, возненавидел? Задумайся, поисповедайся и раскайся в этом и приготовься к тому, что в следующий раз придут ещё больше тебя укорять, чтобы посмотреть твоей душе на саму себя — как она возросла за это время, как она выздороветь сумела, как она сумела смириться за это время, как она сумела стяжать премудрость, как она сумела стяжать послушание к этой воли Божией, как она сумела не роптать, а благодарить Бога за все, что в нашей жизни происходит.
И поэтому помоги нам, Господи, чтобы в нашей жизни была таковая премудрость: все, что происходит, все события в нашей жизни и людей, которых попускает Господь, принимать как от Бога исходящее. И да поможет нам в стяжании премудрости, и любви, и спасения, и вечной жизни частое Богослужение в святой Православной церкви, частое участие в таинствах покаяния, исповеди и Причастия Тела и Крови Христовой, молитва утренняя и вечерняя, строительство храмов, раздаяние милостыни во Славу Божию и все добрые дела, за которые Господь подаёт нашей душе благодать Святаго Духа. А вместе с этой благодатью Господь подает нам и любовь, и премудрость, и смирение, и кротость, и воздержание, и все дары духовные здесь, уже в этой земной жизни, и в вечности, в вечной жизни со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!