Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Сегодня во время Божественной Литургии мы с вам читали Евангелие от святого апостола Христова Матфея, в котором были слова Господа нашего Иисуса Христа, обращенные к каждому из нас, к каждому человеку, который сотворен Богом как ищущий радости, ищущий счастья и спасения, ведь таковыми мы сотворены Богом — стремящимися к Радости. И вот Господь словами всего Евангелия, всего Священного Писания, всего Предания, всей премудрости Церкви учит человека — как избавиться от страданий, как прийти в эту радость, причем прийти в такую радость, которая будет совершенна и уже никогда не закончится. Господь в Священном Писании говорит, что «в тот день вы не спросите Меня ни о чем»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 16, 23). Все будет совершенно понятно, все то, что мы проходили, что мы терпели, — все скорби, все подвиги, которые совершали ради Христа, может, то поношение, может, те болезни духовные и физические. Может быть, мы роптали по немощи, возмущались, гневались. Но когда обретем любовь, когда обретем всю совершенную, нескончаемую радость, мы поймем, что нельзя было по-иному ее обрести, нельзя было по-иному преодолеть своего «ветхого человека»* (*Послание к Ефесянам Святого апостола Павла, глава 4, 22-24).
Нельзя было по-иному избавиться от своего первородного греха, который передается нам от прародителей, от гордыни, от превозношения, от зависти, от сребролюбия, блуда и т.д. Нельзя было избавиться, если не понесешь скорби, не потерпишь болезни, если не послушаешь волю Божью, если не распнешь леность на Кресте заповедей Христовых, ту самую леность, которая говорит: «Не иди в воскресение в храм, поспи полежи». Нужно распять на Кресте чрево свое, которое говорит: «В церкви – пост, а ты соври, что Бог в душе, и ешь, что хочешь. А верующие постятся, потому что они, наверно, более грешные, чем ты». Нужно распять на главном Кресте гордость свою, которая тебя превозносит, говорит, что ты лучше других людей, что ты лучше другого человека.
Гордость нужно распять и принять эти поношения, которые мы встречаем в нашей жизни. Господь их попускает нам через того человека, который нас укорит, как нам кажется, неправедно. Господь попускает нам человека, который нас отругает, как нам кажется, неправильно. А почему нам кажется, что неправильно? Потому что мы сами себя воспели внутри себя, сами себе создали поклонение, самого себя сделали идолом. И поэтому окружающие люди прекрасно видят твои грехи, немощи и твои недостатки, об этом же и говорят совершенно спокойно, как о факте, совершающемся каждый день. И вдруг нас это начинает ранить, мы начинаем обижаться. Почему? Потому что мы уже оторвались от реальности, мы обезумели, мы придумали себе свой собственный образ, такой безгрешный и непорочный.
Будучи в этом образе, ты думал, что трудишься, отдаёшь себя ближнему своему, и он должен быть только благодарен. Но ты делаешь абсолютно то, что делают все люди, ведь каждый человек служит ближнему своему — в той степени, которую дает ему Господь, в степени своих личных качеств, своей любви, своих интересов — духовных и материальных. Ничего особенного никто из нас не совершает, но горделивый человек превозносит себя так, что считает себя каким-то особенным, все превосходящим своею мнимой святостью, мнимой добротой, мнимой добродетелью, мнимым бескорыстием, что он сам себе придумал, и от этого он получает раны душевные. Он думает, что люди, не оценившие высоту его мнимого подвига, неблагодарны, что люди черны, плохи, и обижается на них. И от этого всего, от наших обид, от нашей гордыни, от нашего своеволия, от нашего желания самолюбоваться, тщеславиться мнимыми придуманными добродетелями,