+7 (978) 708-11-97 звонить после 18.00 по Московскому времени.

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь !

 Дорогие братия и сестры! Спаси, Господи, вас за ваши святые молитвы! Сегодня мы с вами, как и вся Православная церковь, уже начали приготовления к Великому посту. И мы с вами сейчас проходим такие специальные недели, которые называются в память о Евангельских событиях и духовно подготавливают нас к подвигу покаяния, подвигу освобождения от рабства чревоугодия и других страстей, ибо Великий пост — это время духовной свободы, духовного обновления, духовной молодости, это духовная весна в нашей жизни.

И вот сегодня, за три недели до начала Великого поста начинается неделя о блудном сыне. На Божественной литургии мы с вами читали  Евангелие от Луки, в котором Господь рассказывает притчу  о блудном сыне. Суть её в том, что у некого человека было два сына, и человек этот был богат, влиятелен, имел большое имение. И вот младший из его сыновей сказал: «Отче, дай мне мою часть наследства!» Не хотелось молодому ждать, пока папа помрет, да пока он получит все эти деньги, свою половину имения да половину добра папиного. Ему хотелось жить сейчас, веселиться и радоваться жизни. На это и нужны деньги — чтобы проводить весело и безмятежно жизнь.

Его отец выделил ему часть наследства до своей смерти, и сын забрал его и ушел «на страну далеча»*(*Св.Евангелие от Луки, глава 15, 13), потому что нам всегда кажется, что там, за бугром очень весело, сытно и приятно, а здесь, где мы живем — плохо, грустно, скучно и бедно. Почему так кажется? Потому что Царствие небесное и ад человек носит внутри самого себя, и счастье наше не зависит от места, в котором мы находимся, и даже от страны, в которой мы живем. Счастье наше зависит от того, что находится в нашем сердце: если в нем радость, благодарение и служение Богу, то где бы мы не находились, в какой бы стране мира не были — за бугром, или там, или здесь, или обратно поехали — мы везде будем с Богом и будем видеть, что вся земля — это Царствие небесное, везде есть Бог. Но если мы ропщем, ненавидим, возмущаемся страной и своей жизнью, если мы едем куда-то туда — за горы, за границу, это не значит, что там мы перестанем роптать.

Ропот и возмущение — это духовная болезнь, и если ты болеешь в одном месте ропотом, злостью и завистью, то переехав в другое место, ты найдешь себе поводы роптать, возмущаться, быть недовольным, несчастливым. Вот почему люди больные этими духовными болезнями в Царство небесное не попадают. Они даже в Царствии небесном, где одни святые, найдут себе поводы для возмущения, ропота и недовольства и будут отравлять свою душу и души всех людей, которые будут встречаться на их пути. Они будут рассказывать, как плохо, как несправедливо, как нехорошо и как где-то лучше. Поэтому таким людям из милости Божьей дано место – ад, в котором они будут роптать, возмущаться,
недовольствовать, злословить друг друга и ненавидеть, обижать, обижаться и делать все те грехи, которые они привыкли делать в своей жизни и от которых не смогли избавиться через покаяние в храме, исповедь и причастие.
Возвращаясь к Евангельской истории, этот юный сын, не имеющий еще духовного опыта и не подчиняющийся отцу своему, не принял еще откровение Божие, что все находится внутри нас, Само Царствие небесное, что можно быть счастливым здесь и сейчас каждую секунду и для этого не надо приобретать что-то внешнее, для этого надо приобрести полное доверие Богу и смирение с Ним, и тогда ты сразу становишься счастливым. Это возможно, сразу, мгновенно, как только ты примирился с Богом и сказал самому себе: «Очнись, душа моя!» Все, что происходит в твоей жизни — и радостное и скорбное — это дар Божий для тебя. Твои радости — это утешение, скорби — это твое лечение для больной твоей души.

Я верю Богу, всецело, безраздельно доверяю Господу. Что бы не произошло в моей жизни, я все это принимаю, даже если не понимаю, для чего это было, скорби какие-то или испытания. Я не понимаю, но потом пойму, и я счастлив, радостен и безбоязнен, не боюсь ничего, только своих собственных грехов. И вот счастье наступает лишь тогда, когда человек примет это, примет и примирится с Богом. Это произойдёт не тогда, когда он приобретет новый автомобиль и построит дом, получит новую должность, новую пачку денег положит себе под матрас, нет, даже не тогда, когда он встретит особенного человека, которого давно в жизни искал. Полнота счастья — это примирение с Богом и доверие ему.

И вот этот юный сын в притчи Господа нашего Иисуса Христа забрал свою часть наследия и ушел туда, за бугор, где ему веселее, и начал веселиться, тратить деньги, пьянствовать с блудницами, расточая средства и себя* (*Евангелие от Луки, глава 15, 13). У него появилась куча «друзей», которые дружат, когда у человека есть деньги, когда он платит за удовольствие, выпивку, блуд и прочие страсти, и в конце концов, как происходит с каждым человеком, который не работает, не созидает, а расточает только, который не понимает, что жизнь – это труд, он расточил все, что получил от отца. И ко всему этому все те, которые показывали себя его друзьями, с которыми весело было проводить время, разбежались тут же. Настоящий друг познается не в пьянке, веселье и пляске, а в трудностях жизни, в испытании, когда тебе трудно, когда на тебя надвигается какая-то грозовая туча. И тот, кто остается с тобой, говорит: «Я тобой вместе пойду, помогу тебе. Я не оставлю тебя, потому что дороги мне не твои деньги, твоя власть, а я люблю самого тебя, какой ты есть». Вот это твой друг, вот это твой близкий и родной человек. Эти родные люди приобретаются не деньгами, не властью и не положением, а Бог, наверно, дает таких людей.

Все эти мнимые друзья разбежались, и ко всему наступил голод в той стране, и все начали голодать. И этот блистательный юноша, который показывал из себя великого господина, вдруг оказался в роли нищего, голодного бродяги далеко от своего дома, от своей Родины. Чтобы как-то устроиться и найти какую-то пищу, он устроился к человеку пасти свиней. А свиньи — это презренное животное, которое и тогда, и сейчас запрещено у иудеев, это грязное, нечистоплотное животное, даже пасти которое было доверено только тем, кто опустился до самого социального дна. И вот этот юноша, который пас свиней, дошёл до состояния, что стоял и страшно завидовал этим свиньям, потому что хозяин его, как и других работников, кормил гораздо хуже свиней. Он мечтал напитаться помоями, которые ели свиньи, но никто не давал ему сделать этого. И тогда опомнившись, придя в себя , он сказал самому себе: «У моего отца столько работников избыточествуют хлебом, а я не могу наесться свиных помоев, пойду вернусь к своему отцу, упаду ему в ноги и скажу: «Отче, я не достоин называться твоим сыном, потому что захотел преждевременно твоей смерти, забрав часть имения твоего и назвал его своим и не послужил тебе, как ты служил мне всю мою жизнь до моего возрастания в твоей немощи и старости. Но прими меня в число наемников твоих, я буду работать на тебя по найму, ты будешь платить мне как своим слугам»* (*Евангелие от Луки, глава 15, 14-19).

И тогда, бросив свою «красивую» забугорную жизнь, которая красива была очень недолго, пошел он в дом свой родной. И, когда юноша еще приближался к своему дому, отец увидел его издалека и  мил стал сын ему, и побежал отец ему навстречу с радостью, со вздохом облегчения, увидев , что сын его возвращается. И, как говорит Святое Евангелие, «и тек нападе на выю его и облобыза его»* — пал на шею сыну, начал обнимать его, целовать (Св.Евангелие от Луки, глава 15, 20). И сын говорит ему: «Отче, недостоин я быть сыном, но прими меня в число наемников твоих!»

Тогда отец ввел его в дом свой и сказал слугам: «Принесите самую лучшую одежду, которая есть в доме, и оденьте перстень на руку его, (перстень — это символ власти, символ господства) и приведите из стада самого лучшего тельца, самого упитанного, и заколите его и устроим самый лучший пир, что сын мой вернулся»* (Евангелие от Луки, глава 15, 21-24).

И вот они устроили большой пир, радуясь, что сын вернулся в дом отчий и тогда старший сын, который никуда не уходил, он возвращаясь с полей, где верно служил отцу своему,  увидел великий шум и веселье и пляски, подозвал одного из слуг и спросил его: «Что это происходит в доме отца моего?» И тот рассказал ему, что вернулся твой блудный брат, который жил в другой стране и тратил богатство отца твоего, и отец в радости встретил его  и устроил такое великое пиршество. Старший сын опечалился и обиделся и не захотел войти в дом отца своего. И отец выбежал из дома к старшему сыну своему и сказал ему: «Сыне, ты всегда со мною. Все мое — твое есть, почему же ты опечалился?» Тот ответил: «Отче, я столько лет служу тебе и
ты никогда не дал мне и козленка порадоваться мне с друзьями моими. Я так верно тружусь тебе, и ты не вознаградил меня так, как этого блудного сына, который потратил все то, что ты ему дал, и пришел ни с чем, растратил то, что ты собирал долгие годы». И тогда отец опять сказал сыну своему старшему: «Сыне, ты всегда со мной, и все мое — твое есть. А радоваться надо тому, что твой младший брат был трупом, погибал, был мертвый, душевно мертвый человек, а сегодня воскрес и вернулся в отчий дом. Вот об этом сегодняшний праздник наш»* (*Евангелие от Луки, глава 15, 25-32).

И вот, братья и сестры, почему же в канун Великого поста в Церкви читается притча о блудном сыне? О чем она говорит нам, и чем научает нас Господь? Кто такой блудный сын? Это каждый из нас. Почему блудный сын? Потому что, когда мы приходим в этот мир, принося счастье родителям своим и великую радость всем ближним, приходит новое живое существо. Мы приходим в мир не больше, не меньше как сыновья и дочери Божии, как члены семьи Царя царей. Мы рождаемся не у плотников, не у дипломатов, не у художников, мы рождаемся у Господа Иисуса Христа, который ставит царей, президентов, депутатов и плотников. Вот с каким достоинством мы приходим в этот мир. А о великом достоинстве человека ни одно мировое учение, ни гуманизм никакой близко не сказали так, как говорит христианство о человеке: человек есть сын Божий! Он рожден, чтобы пройти время трудных подвигов, время земного послушания, потому что наши прародители согрешили в Раю – они нарушили волю Божию, вкусили от древа познания добра и зла, поэтому короткое время земной жизни мы трудимся, падаем и встаем, боремся со грехом, побеждаем и побеждаемся, стремимся к Небу, к возвращению в свой общий дом, к Отцу Своему Небесному, к Царствию, где мы царствуем с Богом. Вот в каком достоинстве рождается человек.

Но, пока мы живем здесь на земле нас с вами борют соблазны, которые говорят нам, то есть сатана говорит нам, подобно тому, как он поборол Еву с Адамом в Раю, обманув их. Тогда он дал им яблоко, сказав им: «Вам сейчас плохо, а будет хорошо. Съешьте этот плод, и будете как боги, и будет еще лучше». А стало намного хуже* (*Книга Бытие, глава 3, 1-24). Так началась земная человеческая история. Вот так же и у нас с вами. Сатана говорит: «Твоя радость не в воскресной литургии и не в утренних и вечерних молитвах, а твоя радость вкусно поесть, напиться, поплясать, повеселиться, поблудить, вот твоя радость. А воскресная литургия — это не радость, не ходи на нее, а если и пойдешь, приходи к концу, чтобы Бог увидел хоть это. Твоя радость не в утренних и вечерних молитвах, ты что, это же надо молиться, напрягаться, брать молитвослов. Твоя радость взять вкусной еды и лечь с тарелкой на кровать перед телевизором, вот твоя радость! Твоя радость: если тебе нужны деньги, не нужно долго копить, экономить, ужиматься — укради, обмани государство, оно же тебя обманывает, что у тебя высокая пенсия, высокая зарплата, а на деле этого нет, значит — укради у государства! Ты благородный Робин Гуд!» — так говорит сатана. И человек идет за этой мнимой радостью туда-то за бугор,за границу куда-то от Бога, хотя отчий дом находится здесь, в нашем святом храме. Вот здесь мы — дети, вот здесь мы — наследники Царствия,  здесь мы — сыновья и дочери Божии. Здесь мы в радости живем великой, которая превышает всякую человеческую радость.

Когда мы сатану послушаем с его соблазнами, мол, да не ходи на литургию, да Бог в душе, это для бабушек-дедушек, это же для недоразвитых, это для умственно отсталых — литургия и служение Богу, это значит, снова для нас повторяется история Адама и Евы, и мы, люди, обмануты змием. Вся история человечества показывает, что лучшие люди всех времен были с Богом, общались с Ним, ибо от Бога
получали они и открытия, и откровения о том, как, к примеру, побеждать вражеское войско. Кто были непобедимые полководцы — только верующие люди.  Среди них, прежде всего, Федор Федорович Ушаков, канонизированный церковью, и Александр Васильевич Суворов, который молился перед каждым боем, молился и сам был в аскезе, все посты церковные исполнял, на литургии неукоснительно был, причащался, был ревностный православный христианин. А большинство других губили армию свою, говорили, что Бог в душе, что они велики перед Богом и им не надо в церковь ходить, а если ходить – то совершенно формально, такие начальники были неудачниками, ничего не принесшими ни себе, ни семье, ни стране своей. Их можно назвать расточающими людьми.

Нам от рождения дано много: нам дана любовь, нам дано терпение, нам дано милосердие, нам дана вера. Посмотрите — вот ребенок. Он исполнен всех этих даров, он в любви находится, любит родителей, любит друзей, для него каждый  друг и добр каждый, встречающийся на пути его. Посмотрите, как верит ребенок: всему, что ни скажут, — верит. Сколько незлобия в ребенке, сколько кротости, как он преисполнен святости, ребенок… Как он умиляет своей простотой, отсутствием каверзности. Это уже потом, со временем он начинает учиться у родителей своих злобе, зависти, коварству, обидчивости, лицемерию, притворству и воровству. Потому что с кем поведешься — от того и наберешься. У родителей, которые в храм не ходят, не причащаются, думают, что это неважно, мол, потом буду ходить, ребенок набирается этих грехов, растлевая свою душу. И душа опустошается, и он становиться голодным, как тот человек, который расточил богатство свое.

О каком богатстве говорим? О духовном нашем сокровище. Мы теряем нашу духовную радость, наше внутреннее богатство. Своими грехами, каждым нашим грехом мы расточаем это богатство. Каждым неслужением Богу мы расточаем себя, потому что с Богом нужно быть все время, каждую секунду своей жизни. На каждой воскресной литургии, в каждой утренней и вечерней молитве нужно быть с Богом, иначе ты оскудеешь и будешь смотреть на свиней и мечтать поесть то, что едят свиньи и не сможешь поесть. Иначе жизнь твоя станет безрадостной, ты будешь ходить, бродить и думать — в чем радость бытия? То ли напиться, то ли нажраться, то ли наблудиться, то ли над кем-то напревозноситься, то ли кого-то поклеветать-пообсуждать, ну где же та радость, та жизнь?

И когда человек опомнится, вспомнит, какой он был, какой он пришел в этот мир — сильный, преисполненный жизни и интереса к этой жизни, он захочет это вернуть себе. Он это может вернуть себе только здесь, в святом православном храме. Он может вернуть и счастье, и любовь, и веру, и наполнение души своей. Это возможно осуществить, не просто придя в храм, а сделав то, что нужно сделать — раскаяться во грехах своих и сказать Отцу Небесному: «Отче, согрешил я на небо и перед тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим. Прими меня хотя бы в число наемников Твоих». Наёмник в этом смысле означает готовность служить Богу  пока без награды, ещё не из любви, а из долга. И Господь Бог даёт человеку, который решил отбросить свою греховную жизнь, изменить ее, многие и многие радости и счастье. И человек обретает смысл бытия, благодать, любовь, помощь Божию. Он на облаках летает и по воде ходит. Это и есть брачный пир, который устраивается каждому из нас, кто покаялся во грехах своих и вернулся в лоно церкви, в свой родной дом, сюда, в святой православный храм.

И через некоторое время, как предполагается в притче Господа нашего, порадовавшись, что сын вернулся, отец сказал ему: «Сынок, снимай теперь свои парадные одежды, одевай простую холщовую рубаху, в руки бери плуг и иди работай, потому что жизнь наша земная короткая и состоит из трудов, подвигов и работы, а не из веселья. У нас будет радость, будет веселье, у нас будет утешение, но не каждый день, а тогда, когда нужно, а остальные дни мы будем трудиться». И поэтому каждый православный христианин, дорогие братья и сестры, должен трудиться каждый день своей жизни — борясь с грехом, строя храм, в первую очередь, в своей душе, строя храм в том городе, месте, селе, где он живет, и помогая людям придти ко Христу, стать воцерковленными христианами.

И, конечно же, нас будут бороть соблазны: чем сильнее, чем ближе мы будем приближаться к Богу и Царству небесному, тем тоньше, тем коварней сатана будет рассказывать нам: «А не походи на воскресную литургию, а не причащайся, а не постись! Счастье не в этом, а в выпивке, еде и плясках». Мы уже знаем, что это ложь, и такая жизнь — это несчастье, горесть и пустота. Иногда мы даже будем с вами падать, по гордыне, потому что мы все горделивы и будем падать в эти грехи. Но каждый раз, когда мы придем сюда в святой православный храм на исповедь к Богу, которую производит священник как Таинство вместе со Господом, когда покаемся во грехах своих, каждый раз после покаяния,  исповеди и причастия наступает тот самый брачный пир и снова и снова бесконечное количество раз будет принимать нас Господь Бог, Отец наш небесный, и снова и снова будет радовать нас
благодатью любви и вечной жизни.

Братия и сестры! Помоги нам, Господи, чтобы мы в нашей земной жизни образумились и покаялись и вернулись в свой отчий дом, сюда, в свой православный храм, в нем молясь и созидая свое спасение. Жизнь наша очень короткая, пролетает мгновенно,  и уже при жизни мы становимся счастливыми, если идем вместе с Богом, с Ним пребываем и служим Ему – Господу нашему. Помоги нам, Господи, чтобы мы почаще, не реже раз в три недели испытывали это возвращение на брачный пир через покаяние во грехах своих. Медленно и незаметно они накапливаются,  и незаметно мы уходим от Бога. Наша жизнь, как в миру говорят безбожники, состоит из белой полосы и черной , так и есть. Но это последствие. В истоке, в начале этой истины жизнь наша состоит из ухода от Бога и возвращения к нему.
Как говорят в миру – если не везет, значит, никто нас везти не хочет, не хочет шею подставить. Тогда нужно просто вернуться к Богу, придти сюда на исповедь, покаяться во грехах своих, получить прощение от батюшки, от священника, ведь прощение идет от Бога через священника.

И снова мы возвращаемся в светлую полосу — светлую, понятную, простую, ясную, счастливую и наполненную любовью, полосу жизни нашей, которая идет к Богу и к вечной жизни. Помоги нам, Господи , чтобы мы все больше и больше уходили от черной полосы, уходили от всего, что уводит нас от Бога, и все почаще каялись во грехах, причащались  Телу и Крови Христовой и жили в святой воле Божьей, благодати Божьей, в смирении и послушании воли Божьей. Помоги нам, Господи, каждую воскресную литургию
здесь служить Господу Богу молитвенным подвигом, читать утренние и вечерние молитвы, исповедоваться и причащаться, строить храм в своей душе, в своей округе и пребывать в счастье, радости и спасении здесь и в вечности со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!